5 Февраля 2015 // Политика

Нужен патент? Сдавай экзамен

Изменения в законодательстве, касающемся трудовых мигрантов, произошли с января этого года. Какие условия теперь ставятся перед гражданами других стран, которые хотели бы подзаработать на территории Российской Федерации? На этот и другие вопросы ответила начальник Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском округе Орехово-Зуево Е.В. Вознюк.

— Елена Викторовна, давайте начнем с самого основного момента, которого коснулись законодательные изменения — с выдачи патента.

— В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации», патент оформляется законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, достигшим возраста 18 лет. Право на привлечение к трудовой деятельности при наличии патента, выданного в соответствии с требованиями федерального законодательства, с 1 января 2015 года имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и/или лицензированию, а также работодатели или заказчики работ, являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие право привлечения к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных нужд.

Другими словами, с этого года оформляется патент, дающий право иностранному гражданину работать как у физического, так и у юридического лица. До этого действовало два документа — разрешение на право работать у юридического лица и патент для осуществляющих трудовую деятельность у частного лица.

— Те документы на право трудовой деятельности, которые были выданы в 2014 году, потеряли свою силу или ими пока еще можно пользоваться?

— Они прекращают действие, когда заканчивается срок оплаты квитанции. То есть, если иностранный гражданин оплатил патент в декабре 2014 года сроком на два месяца, он будет действителен до февраля 2015 года. Оплатить патент 2014 года сейчас уже нельзя, в марте заканчивается максимальный срок действия патентов старого образца.

— Тем, кто еще продолжает работать по старым патентам, наверное, имеет смысл, использовать оставшийся период для оформления патентов на 2015 год? Какой перечень документов нужно предоставить согласно законодательству?

— Конечно, тем трудовым мигрантам, которые собираются продолжать деятельность на территории нашей страны, есть смысл заняться данным вопросом заблаговременно. Перечень необходимых документов включает в себя:

1. Заявление о выдаче патента с указанием целей осуществления трудовой деятельности;

2. Документ, удостоверяющий личность и признаваемый в РФ в этом качестве;

3. Миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию;

4. Действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования;

5. Врачебное заключение об отсутствии заболеваний и сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции;

6. Документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации (сертификат или документы подтверждающие обучение на территории РФ, СССР);

7. Документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, по истечении тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Размер штрафа определен статьей 18.20 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях и составляет от 10 тыс. рублей до 15 тыс. рублей;

8. Документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

— Возможно ли собрать все эти бумаги за отведенные законом 30 дней? Где и как оформляется патент?

— Сроки вполне реальные, тем более что все документы можно получить в одном месте, это единый миграционный центр «Гринвуд», где имеется возможность и пройти медицинскую комиссию, и сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, без чего теперь патент не получишь.

Конечно, есть ряд медицинских, образовательных учреждений, услугами которых при желании также можно воспользоваться, но я говорю о «Гринвуде» именно потому, что там услуга предоставляется комплексно, тем более, что сам патент выдает только этот центр. То есть, соискателю в любом случае придется приехать туда два раза — сначала, чтобы написать заявление и пройти все, что необходимо или привезти уже готовый пакет документов, а затем, чтоб получить сам патент. Хотя, выбор, конечно, остается за гражданином. Мы предоставляем список медицинских центров и учреждений, выдающих сертификаты по владению русским языком, возможно, кто-то предпочтет обзвонить каждое, сравнить цены, а потом только решить, куда обращаться.

— То есть, получение патента — удовольствие не бесплатное?

Определенную сумму затратить придется — это примерно 20-23 тысячи рублей, если мы говорим о центре «Гринвуд». Ежемесячный авансовый платеж для трудовых мигрантов в Москве и Московской области составляет 4 тысячи рублей.

Человек, который собирается работать на территории чужого государства должен реально оценить свои возможности, силы, планировать собственный бюджет, знать, где будет трудиться, иначе нет никакого смысла заниматься данным вопросом.

— Давайте расскажем о сроках действия патента.

— После предоставления необходимого пакета документов, патент изготавливается в течение 10 дней, срок его действия — год. Оплачивать налог можно авансом на любой период — от одного до 12 месяцев. За 10 дней до окончанияпатента иностранный гражданин может переоформить его еще на год, не выезжая за пределы России. А вот через два года покинуть территорию РФ ему придется — не менее чем на три месяца.

В выдаче патента могут отказать, если предоставлены не все документы, а в случае не трудоустройства гражданина в течение 2 месяцев, патент аннулируется.

— Одна из новых норм в миграционном законодательстве — требование владеть русским языком и иметь хотя бы общее представление об истории и законодательстве нашего государства. Кажется, она способна существенно сократить поток мигрантов, ведь до нынешнего года их не слишком заботили эти вопросы?

— Такие требования стандартны для большинства государств, в них нет ничего удивительного. Если человек едет на достаточно долгое время в другую страну, он должен иметь представление о ее культурных традициях, нормах и правилах, то есть, о том, с чем ему непосредственно придется столкнуться. Ну и, конечно, иностранному гражданину необходимо обладать языковыми навыками, достаточными для того, чтобы понимать окружающих и самому быть понятым ими.

Соответствующий сертификат выдается сроком на пять лет после успешного экзамена. Сейчас решается вопрос о том, чтобы человеку, который получил документ высшего уровня и признан носителем русского языка, уже не нужно было оформлять пятилетние сертификаты.

Мы изучали тесты, которые предлагаются соискателям на этих экзаменах, они, в принципе, вполне адекватны, вопросы достаточно простые, так что сложностей у тех, кто владеет темой на базовом уровне, возникнуть не должно.

— Но ведь среди трудовых мигрантов немало граждан, которые получали образование еще в Советском Союзе, им тоже требуется выправлять сертификат?

Нет, им достаточно предоставить документ об образовании среднем, профессиональном или высшем, полученном на территории СССР до 1991 года. Тогда русский язык преподавали в школах и вузах на всей территории Советского Союза. Также учитываются дипломы о высшем образовании после 1992 года, но только при условии, что вуз расположен на территории России.

— Обязан ли работодатель сообщать о том, что он взял на работу мигранта?

— Работодатель должен оформить на него полис медицинского страхования и в течение двух месяцев с начала действия патента предоставить в органы УФМС договор с иностранным гражданином на выполнение работ.

Закон вступил в силу совсем недавно, поэтому ряд моментов все еще требует разъяснения, к примеру, в том, что касается перечня профессий и должностей, которые могут занимать мигранты. Пока известно, что они не имеют права устраиваться на государственную службу, в остальном вопрос уточняется.

— А может ли человек, который, скажем, приехал сюда из другого государства поработать, стать гражданином нашей страны?

— Конечно, после прохождения определенных законодательством процедур. Сначала ему нужно оформить разрешение на временное проживание. Кроме того, необходимо, чтобы какой-либо гражданин России взял на себя ответственность за мигранта, разрешил ему у себя проживать. Срок получения гражданства в общем порядке в нашей стране занимает, в среднем, семь лет, но здесь многое зависит от конкретной ситуации. Желающих достаточно, очень часто это бывшие граждане РФ, родственники, родители, которые возвращаются в страну и так далее.

На территории Орехово-Зуева присутствуют представители разных стран, проживающие у нас уже несколько лет, это и Таджикистан, и Узбекистан, сейчас очень много Украины, что не удивительно. И квартиры здесь покупают, и в школах дети учатся. По прошлому году квота на получение разрешения на временное проживание была распределена в основном на граждан Украины. В январе этого года выделено 15 квот по большей части тоже для этой категории, причем, по каждому, кто подал заявление, решение принимается комиссионно, с учетом всех нюансов.

— Сколько мигрантов находится на территории города и района?

По состоянию на 31 декабря 2014 года на миграционный учет поставлено 20 тысяч 9 человек. За тот же период прошлого года — 20 тысяч 945 иностранных граждан — это я говорю обо всех, кто приехал к нам из других стран, не только в поисках работы.

Сейчас самое большое количество трудовых мигрантов прибывает в город из Узбекистана, затем идут Украина, Молдова, Таджикистан, возможно теперь, после введения новых норм законодательства это соотношение изменится.

— События на Украине вызвали большую миграцию граждан этой страны на территорию России. Насколько данный процесс коснулся Орехово-Зуева и района?

— Дело в том, что квота для вынужденных переселенцев и беженцев на территории Москвы и Московской области равна нулю. Есть ряд субъектов Российской Федерации, их достаточно много, больше сорока, которые работают с гражданами Украины, позиционирующими себя как беженцы и переселенцы. Они готовы их принимать, размещать, трудоустраивать, всячески помогать, в том числе и в упрощенном оформлении гражданства.

Москва и Московская область с такой категорией граждан не работает, на территории этих регионов имеется пять пунктов временного размещения переселенцев и беженцев, им оказывают всю возможную помощь и централизованно переправляют туда, где имеются квоты.Те украинцы, что выбирают наш регион по собственной инициативе, едут к людям, которые уже готовы их принять, как правило, родственникам или друзьям. Их, конечно, стало больше. Этот поток начался с лета. До недавнего времени люди определялись со своим статусом, решали, в качестве кого они находятся на территории Российской Федерации — гостей, трудовых мигрантов и так далее. Кстати, многие из них уезжают назад или собираются уехать, многие говорили, что не хотят получать разрешения на временное проживание, они планируют переждать какое-то время и вернуться обратно.

— Давайте затронем еще один актуальный вопрос — изменение размеров госпошлин на оформление тех или иных документов.

— С 1 января госпошлина на оформление заграничного паспорта нового поколения сроком на 10 лет составляет 3500 рублей, для детей до 14 лет — 1500 рублей. Госпошлина на загранпаспорт старого образца — 2000 рублей, для детей до 14 лет — 1000 рублей. За выдачу паспорта гражданина РФ нужно будет внести госпошлину в размере 300 рублей, за выдачу паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность —1500 рублей. За выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание —1600 рублей.

— И еще один вопрос. Расскажите о тех новшествах, которые введены при выдаче заграничных паспортов?

В соответствии с федеральным законодательством, выдача загранпаспортов с 1 января 2015 года осуществляется с обязательной фиксацией дополнительных биометрических параметров, то есть, проведением дактилоскопии.

В пакет документов, необходимых для оформления заграничного паспорта входят заявление, 2 фотографии, документ об оплате госпошлины, документ, удостоверяющий личность. Заверять заявление по месту учебы или работы не нужно.

С 20 октября прием по вопросам оформления загранпаспорта осуществляется по предварительной записи на сайте УФМС. Там предложена достаточно простая и понятная форма, которая позволяет выбрать наиболее удобные день и время.

Граждане, которые не имеют доступа в интернет или не владеют им, могут прийти лично с готовым пакетом документов, уточнить, есть ли в этот день свободное «окно» и воспользоваться незанятым по предварительной записи периодом времени.

Это нововведение позволило нам избавиться от огромных очередей, в которых жителям приходилось стоять часами. Со временем запись на все остальные наши услуги также будет переведена в электронную форму.


Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Вернуться к списку новостей

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

  Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика