9 Декабря 2012 // Культура

Владислав Бахревский: «Надо бороться за детскую литературу»

7 декабря в Центральной библиотеке свою новую книгу, сборник стихов под названием «У Бога смерти нет», посвященную памяти супруги Елены, презентовал писатель Владислав Бахревский.

Приезд классика в Орехове-Зуеве давно ждали, в библиотеке собрались многие поклонники творчества Владислава Анатольевича.

Мы знаем его, как мастера детской литературы, исторической прозы, но на этот раз он предстал перед читателями с новой стороны.

Директор ДК на пл. Пушкина Руфина Жеребцова, поздравляя Бахревского, призналась, что, читая сборник, даже плакала и завидовала женщине, которой посвящены такие стихи. И что писатель открылся ей (а значит, и всем, кто прочтет эту книгу), как мужчина, любящий муж, нежный, трепетный. «Вряд ли сейчас кто-нибудь умеет ТАК любить».

Заместитель председателя комитета по культуре, делам молодежи, спорту, туризму и физической культуре Татьяна Журавлева добавила, что спустя годы мы будем с гордостью говорить внукам, что знали Бахревского, вот так запросто могли его увидеть, пообщаться с ним.

Много теплых поздравительных слов прозвучало в адрес Владислава Анатольевича в этот вечер от гостей… Но – слово самому виновнику торжества.

О презентуемой книге он рассказывал кратко, все-таки речь об очень личном, все, что нужно, написано на страницах сборника, да и в самом деле – лучше один раз его прочитать. Там собраны стихи, которые он показывал Елене еще когда только-только с ней познакомился, произведения, написанные в течение многих лет совместной жизни, а завершают книгу строки, которые любимая женщина уже не прочтет…

Но высказался писатель и на другую тему, тему, посвященную детской литературе. Несколько дней назад на Славянском литературном форуме «Золотой Витязь» Владислав Анатольевич получил награду за роман «Непобежденные». (Кстати, на том же мероприятии отличился и другой наш земляк – Виктор Сухоруков). В «Непобежденных» рассказывается о Людиновском подполье, действовавшем на Калужской земле в годы Великой Отечественной, эта книга открывает страницы, которые до самого последнего времени были закрытыми для общества. Описан непростой путь священника, который лишь в 2007 году был посмертно награжден медалью «За отвагу».

– Эти ребята, – говорил Бахревский о героях, жизнь которых он описал, – выдерживали жуткие пытки, сражались с огромной немецкой машиной, конечно, они были обработаны сталинской пропагандой, но они читали детскую литературу.

Люди его поколения, да и нескольких других последующих, росли на прекрасных романах («Остров сокровищ», «Робин Гуд» и др.) и становились неплохими людьми. Всего этого современные дети, похоже, лишены…

Неделю назад я смотрел по телевизору передачу про то, как девочки на Дальнем Востоке избивали свою подругу. Эти девочки тоже обработаны пропагандой – пропагандой нашего телевидения. И они детской литературы не читали.

Еще недавно в одном из ток-шоу показывали другую девочку… Я обалдел. Четырнадцатилетний ребенок оболгал своего учителя и говорил на всю страну: «Но мне же давали 500 тысяч». Сидящие в студии взрослые пытались ее пристыдить, но она отвечала: «Я – ребенок! Какой же ребенок откажется от 500 тысяч?!»

Вот до чего мы докатились, уничтожив детскую литературу, огромную добрую массу культуры, которая заключена в детских книгах.

Мы – писатели – вводили в свои произведения героев, которые становились друзьями наших маленьких читателей. Помню, когда в «Пионерской правде» вышла моя книжка, так в редакции потом выделили целый угол для мешков писем от девочек, которые требовали адрес героя, т. к. были в него влюблены. Вот что делала детская литература. А мы чего докатились мы сегодня и катимся еще дальше? Журнал «Мурзилка» совсем недавно выходил тиражом в 100 тысяч экземпляров, а в советское время 6 миллионов, сейчас же – только 60 тысяч. А «Пионерская правда» с 22-х миллионов скатилась до 20-ти тысяч….

Надо бороться за детскую литературу! Иначе мы уничтожим следующее поколение.

Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Фотографии к новости

Вернуться к списку новостей


Материалы по теме:

Это нравится:0Да/0Нет
Владимир Захаров
Разделяю озабоченность Бахревского, но не могу согласиться с его логикой. Возможно есть проблемы с современными произведениями для детей. Но классика-то никуда не делась, книг теперь не сжигают, библиотеки остались на местах. Значит, не только в тиражах дело. Почему родители не читают детям? Почему не подсказывают, что им читать самостоятельно? Вот вопрос.
Выскажу одно предположение. Сейчас изменилось само восприятие информации. Изменилось катастрофически быстро, чего в истории культуры никогда не было. В результате, многие произведения так вообще дети не "переваривают" (например, того же Жюля Верна, которым мы ещё зачитывались). Но родители или учителя принадлежат предыдущим поколениям, они не владеют актуальными "технологиями" и не могут передать тот "код", на котором сами выросли. А "закодированной" по-новому информации практически нет.
Помянули вот с горечью "Пионерскую правду". По роду занятий иногда просматриваю. На мой взгляд, 20 тысяч - это даже слишком много для такого издания. Там нет содержания на больший тираж.
Интересно было бы пообсуждать.
Это нравится:0Да/0Нет
Basmach
Что сейчас представляет из себя «Пионерская правда» понятия не имею, но в детстве читал Мурзилку с удовольствием. До сих пор вспоминаю детективный сериал про Ябеду-Корябеду. Потом были журналы Пионер и Костер — очень много хороших вещей там прочитал. Юный техник — один из любимых был. Смотрю на современную медиапродукцию для детей, такое ощущение, что их полными дебилами считают. Даже Ералаш если сравнивать старые серии и новые серии очень заметна разница.
Это нравится:0Да/0Нет
Владимир Захаров
К сожалению, сохранились названия, но не контент. Содержание современных изданий с привычными названиями обычно неприятно удивляет. ЮТ, кстати, постоянно выписывали. Отличное издание.
Это нравится:0Да/0Нет
starover
Владимир Захаров,
"Не только в тиражах дело..."
Думаю, что Владимир Захаров правильно расставил акценты для дискуссии.
Вопрос "нужна ли вообще сегодня детская литература?" обсуждается достаточно давно на уровне областных, региональных, центральных СМИ. В.А.Бахревский вошёл в отечественную литературу полвека назад, в 1960-м.(Многие из его поколения до сих пор не признали ПК,довольствуются пишмашинками - от этого их литература, заметим, не будет хуже, как и наоборот,не станет лучше у тех, кто владеет ПК, но не владеет Словом).
Вспомним, какое это было время 1960-70-х? Классикой, хрестоматийными произведениями считались рассказы и повести Аркадия Гайдара,Валентина Катаева,Вениамина Каверина,стихи Сергея Михалкова, Корнея Чуковского и др. Они экранизировались, этот литматериал использовали театры. И так вся эта литература (с определённо выдержанной идеологией)в течение длительного периода служила нескольким поколениям советских людей. Писать для детей считалось во все эпохи сложнее, чем даже для взрослых читателей.
Сегодня в детской литературе появляются писатели наподобие Григория Остера "с вредными советами" для детей и их родителей и завоёвывают популярность. К примеру, Г.Остер стал лауреатом премии К.Чуковского. Будете стихи Остера читать детям или дадите им прочитать самостоятельно? Например:"Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает". Хорошо хоть не матерщиной написано - некоторым современным детям и родителям такая "крутая" литература, наверное, по душе? К сожалению, быстро развивающиеся компютерные технологии сами по себе не улучшат детскую литературу и общую культуру. Разве талантливым юным хакерам и опытным юзерам так уж необходимы знания по истории, по общей культуре, так уж необходимо выражаться красивым русским языком (без употребления "компьютерной" и ненормативной лексики), чтобы чувствовать себя продвинутыми в этой жизни?
Сегодня "наверху" и "внизу" - правительственные мужи, депутаты, писатели, родители, учителя - должны вместе решить (принципы определить), какая литература нужна современным детям - малышам, подросткам, юношам и девушкам?
Поэтому,опасаясь за будущее и детской литературы и общей культуры и детишек,В.А. Бахревский с тревогой (с чем я соглашусь) говорил на вечере, что в отношении детской литературы нет чёткой позиции и программы у самого государства (правительства, минкультуры, минобразования и т.п.соответствующих органов).
Наверное, сегодня в государстве в нерешённом вопросе с детской литературой образовался некий вакуум,в который (не без помощи компьтерных технологий) может вливаться что угодно, а старые добрые издания отходят в мир иной...Может, я в чём-то заблуждаюсь.
Это нравится:0Да/0Нет
Sadko
Извините, маэстро, но попахивает брюзжанием и ворчанием с вашей стороны. Про то, что и трава была у нас в детстве зеленее, и вода мокрее.
Это нравится:0Да/0Нет
Tenochtitlan
Sadko,
аккуратней с дядей Женей, он слегка не в себе, пущай себе брюзжит, а то мало ли и Вам прокуратурой пригрозит :-)
Он вроде и молодица, но зимой за ним ходить удобно, песочек всегда есть)))

А если по теме обсуждения, то можно конечно и согласиться с пейсателем, но всему свое время. Было одно время, были свои герои, сейчас у молодежи другие герои. Думаю многие со мной согласятся, что правильное восприятие героя для ребенка это прерогатива государства, а так как сейчас ему пофигу на всех кроме себя любимых, то и героями становятся те кто активней давит на психику ребенка, соответственно, это в основном герои из-за бугра, своих к сожалению просрали. Так что одними книгами этот вопрос уже не исправишь, тут нужен комплексный подход.
Это нравится:0Да/0Нет
Владимир Захаров
Цитата
одними книгами этот вопрос уже не исправишь, тут нужен комплексный подход
Конечно. Если до конца 20 века книги были основным каналом передачи важной информации, то сейчас появилось множество других каналов. Причём более эффективных. Мультимедиа позволяет миновать критичность осмысления, в отличие от текстов. Фактически, всё сразу попадает в мозг.
Это нравится:0Да/0Нет
starover
Tenochtitlan,
Уважаемый,не поминайте всуе прокуратуру, никто Вам не грозил.Это даже не смешно.
Теперь по теме.
Вы сами-то хорошо поняли, что сказали по поводу - цитирую: "правильное восприятие героя для ребенка это прерогатива государства". Т.е.,как я понял, не Вы, не мы - родители будем объяснять детям, что "хорошо, что плохо", где "положительный" герой, где,наоборот; а - ГОСУДАРСТВО?! В лице абстрактного "ТВ"? В лице президента, губернатора и т.п.? По поводу "комплексного подхода" более интересно. Нельзя ли поподробнее?
Это нравится:0Да/0Нет
Marishka
Это нравится:0Да/0Нет
Sadko
Marishka, детям промывают мозги телевизором, взрослым в промытые уже вваливают кучу навоза через интернет. Не кушайте все подряд, несварение может случится.
Страницы: 1 2 3 След.
Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

  Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика