26 Ноября 2014 // Дела житейские

Больше знаешь - крепче стресс

Интересно, что сегодня сказал бы профессор Преображенский, обозрев современное информационное пространство, особенно в его интернет-ипостаси. Возможно, по сравнению с ним советские газеты показались бы ему не столь плохим «аперитивом».

Информация всю жизнь привлекала человека и наконец заманила его в Глобальную Сеть. По Всемирной паутине она летит в двадцать тысяч раз быстрее любой ракеты, непрестанно бомбардируя наш мозг битами фактов и домыслов. А мозг между тем остается таким же, как, скажем, два столетия назад, когда строчки, страницы и целые тома неторопливо путешествовали в почтовых каретах. Он не сильно изменился и по сравнению с древними временами, когда наши далекие предки обменивались новостями с помощью сигнальных костров и барабанов. И даже полувеком ранее, имея уже телефон, телеграф и радиосвязь, люди жили в пасторальной неспешности по сравнению с тем бешенным ритмом, который сегодня задает нам скорость передачи данных.

Но что поделать. С потребностью человека получать самые разные сведения может поспорить только желание их распространять. Что и констатировала международная общественность, учредив в 1994 году Всемирный день информации, который отмечается сегодня, 26 ноября.

Стремясь побольше узнать о мире и рассказать о себе, люди издревле пользовались всем, что под руку попадет, будь то каменные скрижали, узелковая письменность, голосистые глашатаи, солнечный свет или быстроногие гонцы. Сегодня вся романтика из этого процесса исчезла напрочь: милых почтовых голубей и запыленных всадников с долгожданной вестью заменили смски и пакеты данных. Зато с какой эффективностью! И можно уже поспорить со знаменитой фразой «Кто владеет информацией — тот владеет миром». Да нет! Теперь информация сама владеет нами всеми и каждым по отдельности, ежедневно обрушивая на наши головы лавину фактов, цифр и новостей. А как известно, во всем нужна умеренность, излишества всегда ведут к проблемам. Не зря психологи все чаще стали использовать термин «информационный стресс», определяя состояние, к которому приводит бесконтрольное потребление информации в больших объемах.

Каким образом его распознать, как избежать и что делать, если он уже проявился? С советами на эту тему — наш эксперт, практикующий психолог, психотерапевт Светлана Кашаева.

«Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Признаки его могут проявлять себя как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Это и хроническая усталость, изжога или тошнота, и снижение эмоционального фона, и изменение в поведении (человек больше ест, чаще курит, злоупотребляет алкоголем). Человек становится более раздражительным, резким, нетерпимым или наоборот — подавленным и замкнутым.

Информация, которую мы ежедневно и ежечасно усваивает из окружающего мира, носит характер непрерывной «лавины», и можно заметить, что бо́льшая часть ее носит не самый позитивный оттенок — увы, природа человека такова, что его привлекают мрачные, «тёмные» стороны нашей жизни. Срабатывает эффект «хорошо, что не со мной». Человек получает свою дозу «эмоционального наркотика».

Но каждая медаль, как известно, имеет две стороны. Мир таков, каким мы его видим. Для нас он — часть нашего личного, персонального отражения действительности. Снимая часть эмоционального психологического напряжения, современный человек вынуждает себя перерабатывать эту лавину информации, и, учитывая ее не слишком положительный окрас, усваивать все новые и новые установки, такие как «мир небезопасен для меня», «я могу не справиться с этим».

В обществе нарастает тревожность, связанная с ожиданием очередной «катастрофы», «теракта» и вооруженного конфликта. И это неудивительно. Откройте любой новостной портал и прочитайте заголовки свежих новостей. Что вы там увидите?

Получая нагрузку в виде увеличивающегося потока негативной и создающей тревожный фон информации, человек «делает» для себя картину своего мира, одновременно ища способы взаимодействия с ним и способы противостояния его угрозам. Он встает по утрам и выходит из дома, имея в голове уже готовую установку: «Я не в безопасности». По сравнению с прежней, более размеренной и регламентированной жизнью, современная насыщенная и суперактивная жизнь, с её требованиями постоянно, практически мгновенно и качественно приспосабливаться ко все новым и новым условиям существования, накладывает повышенные требования на каждого человека. А ведь все мы разные. И далеко не каждый из нас уверен в том, что он в состоянии справиться с этими требованиями. А ведь понятие базового доверия к этому миру — одно из основополагающих в психотерапии и психологии личности.

Информационный стресс не может пройти бесследно для организма. Доказано, что последствиями его являются ослабление иммунной системы, увеличившееся число хронических заболеваний, таких как язва желудка, сердечные и онкологические заболевания, а так же неврозы и депрессии. Во многих случаях справится самостоятельно в условиях современного ритма жизни просто нереально, и нужна психологическая помощь.

Отдельно требует пристального внимания вопрос влияния информационного стресса на детей и подростков. В моей практике встречались случаи, когда парень или девушка 17-18 лет просто отказывались думать о будущем и принимать какие-либо решения: зачем, если все уже продумано мамой и папой, если все их увлечения, всё их свободное время распределено родителями в соответствии с их понятиями о «лучшем будущем», «престиже»? Только проблема в том, что в погоне за получением «лучшего образования» для своего чада родители не замечали одного: их ребёнок разучился чего-то хотеть. Это своего рода эмоциональная перегрузка от «свалившихся на голову» знаний, которые он усваивал под гнётом чьих-то требований и просьб.

Пресловутая «гонка за образованием» в современном мире, на мой взгляд, принесла людям гораздо больше вреда, чем пользы. Увеличившаяся нагрузка в школах, дополнительные предметы, факультативные занятия, многочисленные курсы и секции... А ведь есть еще и домашние задания.

На обычные детские игры и развлечения у детей просто не остается времени. Ребенок зачастую предпочитает уйти в «виртуальный мир» интернета или компьютерных игр, просто что бы «разгрузить» свою голову от повышенных требований мира реального. С точки зрения психоаналитиков, компьютерные и он-лайн игры — это признак, что человеку стала необходима защитная реакция от того, что вызывает повышенную тревогу, своего рода «уход в детство», или регрессия.

Как же бороться со стрессом в наше время? Совет один — старайтесь отдыхать от «лишней информации». Просмотру телевизора или проведению времени за компьютером предпочтите прогулку, занятие в тренажерном зале, бассейн.

Если же вы чувствуете, что уже находитесь в стрессовой ситуации, можно использовать методы снижения возможных последствий стресса. К ним относятся релаксация (движение, ходьба, спорт, вкусная еда, расслабляющая ванна, массаж, музыка, аутотренинг), переключение внимания (смена деятельности). Хорошо работает техника визуализации: всю полученную негативную информацию можно мысленно «собрать в узелок» и сжечь, или образно нарисовать на листе бумаги и стереть одним движением руки. Или закрасить яркими, жизнерадостными цветами.

Также существует большое количество методик и способов релаксации, снятия эмоционального напряжения, отреагирования негативных эмоций, которые может порекомендовать специалист (психолог или психотеравт).

И не забывайте главное: жизнь — интересна, но самое интересное в ней — вы сами. Не теряйте себя!»

Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Вернуться к списку новостей

Это нравится:0Да/0Нет
Alex Lu
Дожили... Клюква на глагне...
Это нравится:0Да/0Нет
Денис Гуров
Суть статьи можно выразить кратко - "киселёв" головного мозга опасен для вашего здоровья.
Это нравится:0Да/0Нет
shurikkk
Не смотрите зомбоящик. Совет иксперта :)
Это нравится:0Да/0Нет
Владимир Захаров
Очень многие отказываются от традиционных СМИ в пользу Интернет, считая, что так они могут получать правдивую информацию. В реальности же большинство пользователей социальных сетей оказываются в ещё более изолированном информационном пространстве. Причём изолируют себя сами - выбирая, кого читать, какие мнения и т.д.
Зачем спорить (есть конечно и любители словесных баталий), если можно просто забанить человека или закрыть ему доступ в группу? Человек получает ту информацию, какую хочет увидеть. А если он пребывает в заблуждениях, то заблуждения эти только укрепляются. Критическое мышление выключается.
Так что советы профессора Преображенского очень многим пригодились бы.
Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

  Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика