26 Мая 2010 // Технологии

ДМЗ - 75 лет

В мае нынешнего года исполнилось 75 лет с момента основания Демиховского машиностроительного завода, находящегося в Орехово-Зуевском районе. Это предприятие, по сути, основной производитель электропоездов в России.

Начало начал

В начале XX столетия в окрестностях Орехово-Зуевского района расположилось немало мелких фабрик, в основном текстильных. Первым таким предприятием в Демихове стала фабрика Фролова. После смерти хозяина организация перешла в наследство сыновьям, любившим праздный образ жизни. Вскоре они продали оборудование фабрике Ветрова на невыгодных для себя условиях. Ветров же крепко взял предприятие в свои руки. Оно стало приносить предпринимателю довольно большие доходы.

Известно, что на месте домов, которые Ветров построил для своих пятерых сыновей, впоследствии были возведены больница, жилищно-коммунальное хозяйство, школа рабочей молодежи, почта, сельская библиотека и другие социальные объекты. На фабрике Ветрова трудилось около 200 человек, их рабочая смена продолжалась 12-14 часов. Продукцию своей фабрики (полотно, тесьму) Ветров продавал в здании, где позже был основан сельский магазин. После войны 1914 года по всей России усилились противоречия между крестьянством и помещиками, между состоятельными и бедными крестьянами. Из рассказов старожил сельского поселения Демиховское известно, что имущественное расслоение населения привело к развалу прибыльного бизнеса зажиточного крестьянина Ветрова. Ему пришлось покинуть родную землю. Помещение корпуса бывшей шелкоткацкой фабрики Ветровых в итоге оказалось никому не принадлежащим…

В мае 1935 года как раз в этом здании московский трест «Оргхиммонтаж» открыл небольшой чугунолитейный и механический завод. Это решение было принято Наркоматом тяжелой промышленности СССР. Тогда же была утверждена производственная программа предприятия в сумме 418 тысяч рублей.

Ты помнишь, как всё начиналось?

В 1934 году трест «Оргхиммонтаж» не имел собственной производственной базы. При исполнении заказов на сложную аппаратуру организация была вынуждена пользоваться услугами предприятий, не входящих в систему Главоргхимпрома. В связи с чем в том же году было решено создать в системе треста собственный завод. Местом строительства выбрали подмосковную деревню Демихово. В феврале 1935 года был утвержден проект предприятия стоимостью 997 тысяч рублей на базе полученного от НКТП СССР производственного корпуса.

В первые годы работы завода остро ощущалось отсутствие станков и приспособлений, большинство работ производилось вручную. Основную продукцию ДМЗ составляла простейшая аппаратура с габаритами 500-2000 мм и запчасти типа змеевиков. В 1935 году на ДМЗ трудилось 52 человека. Сотрудникам предприятия приходилось выполнять очень тяжелую работу. В этих сложных условиях отлично проявляли себя многие молодежные коллективы рабочих. Например, не раз отличалась возглавляемая Леонидом Ивановичем Голышевым бригада. Она систематически выполняла сменные задания на 230-300 %. При этом качество выпускаемой продукции сохранялось на высоком уровне. На заводе постоянно проводились «стахановские дни», что способствовало повышению производительности труда и мастерства рабочих.

Эх, дороги...

Неудовлетворительные итоги развертывания строительных работ в 1935 году объяснялись, прежде всего, ошибками, допущенными в планировании. Предприятие располагалось в 4 км от завода «Карболит», у которого заканчивалась благоустроенная мощеная дорога, а дальше на всем указанном расстоянии приходилось пользоваться проселочной дорогой, совершенно неприспособленной к регулярному движению.

В первоначальном генеральном плане на 1935 год были предусмотрены затраты на строительство дороги стоимостью 800 тысяч рублей. Однако при уменьшении ассигнований до 650 тысяч рублей этот объект был исключен и, несмотря на неоднократные обращения треста, дополнительных средств на него выделено не было.

Отсутствие дороги крайне затрудняло, а в течение осенних и весенних месяцев делало невозможным, подвоз строительных материалов. В связи с этим запасы материалов, достаточные для начала строительства, удалось создать только в IV квартале 1935 года. Несмотря на полное использование предоставленных средств, план капитальных работ оказался невыполненным.

Несмотря и вопреки

Несмотря на выполнение в 1935 году установленного плана только на 68 %, результаты производственной деятельности завода все же были признаны удовлетворительными. Такой вывод оправдывался тем, что к концу года завод, недостроенный и фактически запущенный лишь в III квартале, пришел с мощностью в 30-35 тонн готовой продукции в месяц, что составляло до 70 % проектной мощности введенного в эксплуатацию котельно-кузнечного цеха. Этот же вывод основывался и на тех исключительно трудных условиях, в которых находилось производство в 1935 году. Свою роль сыграли такие факторы, как: недостаточность фондов, отсутствие дороги, отсутствие жилой площади для рабочих, совершенно недостаточная механизация производства, вызванная почти полным отсутствием фондов на оборудование.

Бег времени

В 1938 году завод перешел в ведение торфяной промышленности. Изменилась продукция предприятия. В основном, это были массопроводы для торфяной гидромассы, шпальные цепи и цепи формующих гусениц. Освоились новые виды продукции: тендерные баки для паровозов узкой колеи, двухбарабанные лебедки, грейферы, различные виды дробилок, гидромассомеры, отливки для торфяной промышленности: затворы, молотки, дробилки, вкладыши и буксы. В период начала Великой Отечественной войны коллектив ДМЗ быстро освоил и производил военную продукцию.

В послевоенные годы предприятие приступило к выпуску мирной продукции (торфовозные вагоны, различные самоходные машины, платформы, пассажирские вагоны узкой колеи, торфовозная техника). В то время ДМЗ оказался единственным в стране заводом, который изготавливал подвижной состав для железных дорог колеи 750, 900, 1000 мм. Новое развитие Демиховский машиностроительный завод получил в 1973 году, начав выпуск 4-х-осных вагонов-самосвалов (думпкаров), которые неоднократно поставлялись на Кубу и в Болгарию.

Начиная с 1992 года, в истории существования нашего предприятия открылась абсолютно новая страница. Впервые завод стал выпускать электропоезда постоянного и переменного тока. На протяжении 18 лет трудовой коллектив ДМЗ разработал и освоил на производстве огромное количество самых разных моделей электропоездов, которые все это время успешно эксплуатируются на обширной территории России и в странах СНГ.

по информации пресс-службы ДМЗ

Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Вернуться к списку новостей

Это нравится:0Да/0Нет
severmoroz
>> После войны 1914 года по всей России усилились противоречия между крестьянством и помещиками, между состоятельными и бедными крестьянами. Из рассказов старожил сельского поселения Демиховское известно, что имущественное расслоение населения привело к развалу прибыльного бизнеса зажиточного крестьянина Ветрова. Ему пришлось покинуть родную землю. Помещение корпуса бывшей шелкоткацкой фабрики Ветровых в итоге оказалось никому не принадлежащим…

Хммммм... Даже не знаю как комментировать... Как бы.. ээээ... после войны 1914 года, закончившуюся Брестским миром в 1918 году, разразилась война, именуемая Гражданской...

Поэтому дальше читать не стал :)
Это нравится:0Да/0Нет
Romeo
26 мая — День российского предпринимателя
26 мая Савва Морозов был найден в своем гостиничном номере мертвым, с простреленной грудью. До сих пор нет единой версии о том, было ли это самоубийство, или он пал жертвой убийц…
26 мая 1829 г.
181 год назад
Победа русских в сражении у Босфора в ходе русско-турецкой войны (1828–1829)
Это нравится:0Да/0Нет
Romeo
26 мая 1938 г.
72 года назад
Заложен фундамент первого завода «Фольксваген»
История концерна «Фольксваген» началась в 1934 году. Когда только что пришедший к власти в Германии А.Гитлер выдвинул требование – разработать для немецкого народа небольшой, надежный и дешевый автомобиль. Это было поручено Ф.Порше – знаменитому немецкому конструктору, который уже через пару лет создал несколько прототипов первого «народного автомобиля» («volk» – народ, «wagen» – автомобиль). Один из них и был одобрен фюрером.

26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет многомоторного самолета «Русский витязь», который был создан молодым инженером Игорем Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки.
Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

  Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика