С любовью к жизни и кино
26 Февраля 2017 // История
С любовью к жизни и кино26 февраля в минувшем Году российского кино ореховозуевцы достойно отметили день рождения своего земляка — кинорежиссера, народного артиста России, сценариста, писателя, ученика великого Михаила Ромма, Леонида Георгиевича Марягина (1937—2003). В честь него была торжественно открыта мемориальная доска на здании его родной первой школы на Крутом, которую народный артист России окончил в 1954 г. В трогательном событии приняли участие друзья детства и юности Марягина. Позже в Центральной городской библиотеке Орехово-Зуева состоялся творческий вечер, где тепло вспоминали Л. Марягина. Среди главных гостей вечера были многолетние друзья кинорежиссёра: ветеран отечественного кинематографа генерал-лейтенант Александр Данилов и народный артист России Александр Панкратов-Чёрный. Нынешний 80-летний юбилей мастера в этом году совпал с вековым юбилеем Орехово-Зуева — города, который сформировал Леонида Марягина как Личность. Думаю, отзывчивые земляки, друзья, поклонники режиссёра ещё поразмышляют над будущим монументом Л.Марягину. Скажем, между его родной школой № 1 и зданием дворца культуры текстильщиков (нынешним культурно-развлекательным комплексом «Миллениум»), где он с друзьями любил смотреть кино. Было бы замечательно, когда гости города, сходя с платформы станции Крутое, знакомились с Орехово-Зуевом через ещё одно яркое и творческое имя — Леонид Марягин… По месту рождения Леонид Марягин — москвич, сын профессионального литератора, очеркиста, фронтовика, друга писателя Бориса Горбатова, Георгия Александровича Марягина (1906—1972). В том же году, когда родился Леонид, его отца выслали из столицы. Так что по своей сути он далеко не москвич, а ореховозуевец. Вырос и возмужал в городе на Клязьме. В одном интервью Леонид Георгиевич без натяжек назвал себя «провинциалом со 101-го километра». Характер Марягина-младшего сформировался в послевоенные годы в весьма контрастном городе, где наряду с «революционной», «культурной» и «героической» историей сквозила и «криминальная». Леонид Георгиевич был не только кинорежиссёром, но талантливым писателем, сценаристом, умелым рассказчиком. И, видимо, этот дар у него был от отца — Георгия Александровича. О нём Леонид Марягин оставил трогательные воспоминания в книге «Изнанка экрана», а также напомнил о его драматической судьбе в нашумевшей автобиографической кинокартине «101-й километр». Марягин-старший прошёл с боями всю Великую Отечественную. Был начальником штаба, затем командиром артдивизиона 2-й ударной армии Ленинградского фронта. Служил в звании майора. Являлся военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Вот характеристика, данная фронтовику начальством в ранге генерала: «Марягин был опытным артиллеристом, знал себе цену, в боевой обстановке разбирался быстро и точно, к опасности относился с презрением. В отношениях с людьми был прям... Марягин бывал грустным, но равнодушным — никогда». С 1937 г. с перерывом в годы Великой Отечественной войны и после демобилизации из действующей армии в 1945 г. Георгий Марягин проживал с родными (женой, сыном и матерью) в Орехово-Зуеве. Здесь Марягин-старший дружил со знаменитыми братьями-футболистами Тарасовыми, Петром и Николаем (будущим министром). Супруга Георгия Александровича, Ревекка Яковлевна Марягина (Минкина) (1906—1985) — мать кинорежиссёра, в 1940-50-е гг. работала машинисткой в газете «Орехово-Зуевская правда». Бабушка кинорежиссёра Ульяна Никифоровна Марягина (1882—1965) одной из первых переехала в Орехово-Зуево и с 1937 г. занималась воспитанием маленького Лёни… В 1961 году Марягины вновь вернулись на постоянное место жительства в Москву. Немало добрых страниц писатель-фронтовик Марягин посвятил текстильщикам Ореховского ХБК им. К.И. Николаевой. К примеру, он писал о многостаночнице-стахановке, лауреате Сталинской премии, депутате Верховного Совета РСФСР Марии Волковой. Книга Марягина «На высоких скоростях» (М.: Московский рабочий, 1949) посвящена опыту работы известной ореховской ткачихи Анны Колесаевой. После войны ветеран журналистики трудился в Совинформбюро заведующим отделом литературы, затем — в издательстве «Углетехиздат». Публиковался в журналах «Новый мир», «Звезда», «Москва», «Литературный Донбасс» и других изданиях. Он автор книг «Исследователи недр Донбасса» (1951), «Горизонты, рубежи, искатели» (1960), романа о шахтерах «Озарённые» (1961), «Постышев» (серия ЖЗЛ, 1965) и др. Лебединой песней Г.А. Марягина стал роман-хроника «Стратег и зодчий», изданный уже после смерти писателя в 1974 году. В романе рассказывается о деятельности Ленина, начиная с октября 1917 до сентября 1918 года. Скончался писатель осенью 1972 года в возрасте 66 лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Так случилось, что и его сын-кинорежиссёр Леонид тоже умер осенью, так и не преодолев это трагическое число 66. Семья Марягиных проживала в Кировском посёлке. А точнее — на улице Кирова, дом № 6, в четырёхэтажном кирпичном доме недалеко от железной дороги и Хладокомбината. По соседству жили десятки проблемных семей, бывших зеков. Здесь процветали воровство, картёжные игры, алкоголизм, наркомания, поножовщина. О тех временах Леонид Георгиевич вспоминал так: «Комнаты в Орехово-Зуеве отец добился при помощи военкомата: пришлось жать на то, что он боевой офицер, прошедший всю войну, что он блокадник Ленинграда, а не какой-то там корреспондент, как заявили ему в жилотделе. Комната плохая, в общей квартире на первом этаже, дом первой пятилетки: стены в полтора кирпича, промерзают, но в комнате есть сложенная кирпичная печка — труба выходит в окно…» Кировский посёлок (до войны и после) был населён не только «тёмными» личностями. Жило в нём немало и светлых, творческих, интеллигентных семей — учителей, врачей, музыкантов… Поэтому ради справедливости упомяну о том, что в 1930—50-е гг. в одном доме с Марягиными жила будущая известная певица, заслуженная артистка РСФСР (1969) Вивея Громова. Она родилась в Киеве в музыкальной семье, где все профессионально пели. В 1936 году её семья переехала из Москвы в Орехово-Зуево, поменяв одну столичную комнату на две в подмосковном городе. В тот год Вивее исполнилось восемь лет. В 1957—1986 годах Громова была солисткой оперы Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1980 года преподавала в ГМПИ им. Гнесиных. В конце 1960-х Вивея Витальевна приезжала в Орехово-Зуево вместе с виртуозом скрипки, народным артистом России Андреем Корсаковым. В декабре 1986 года В. Громова выступила в краеведческом музее города, а также посетила музей фарфора знаменитого Дулёвского завода. Леонид Марягин окончил одну из старейших городских школ — первую, построенную ещё фабрикантами Морозовыми. Среди его учителей был талантливый поэт, фронтовик, бывший военнопленный Георгий Матвеевич Звонилкин. Прожил он всего 35 лет (скончался в 1956-м). Фашистский плен и сталинский ГУЛАГ сделали своё дело. Среди воспитанников литературного кружка, которым руководил Георгий Матвеевич, — писатель Владислав Бахревский, театральный режиссёр Геннадий Каретников, краевед и писатель Владимир Лизунов. У Г.М. Звонилкина есть сын — учёный, кандидат сельскохозяйственных наук, строитель и журналист Сергей Георгиевич Рождественский (он взял себе фамилию матери). В 1980—1990-е работал корреспондентом, заведующим промышленным отделом в «Орехово-Зуевской правде». Кстати, с этой, старейшей в Подмосковье газетой ещё раньше плодотворно сотрудничал и дядя С. Рождественского, старший брат Георгия Сергей Матвеевич Звонилкин (1918—1998), известный в городе и районе фельетонист. Говорят, что его острого пера в 50—70-е побаивались даже местные торгаши. Мир наш тесен. И случилось так, что будущий директор школ №№ 18 и 15, будущий депутат Московского областного Совета народных депутатов и легендарный «батя» Вениамин Михайлович Титов в начале 50-х преподавал в классе у юного Марягина русский язык и литературу. Титов только что окончил в ту пору педвуз и было ему около 22—24 лет. Молодого литератора Леонид запомнил на всю жизнь. По свидетельству дочери В.М. Титова Анны Вениаминовны (в замужестве — Пименова), на Мосфильме всю свою жизнь работала монтажницей мама её мужа Олега Антонина Васильевна. Леонид Георгиевич хорошо знал, кто отец супруги Олега Пименова… Классным руководителем у Леонида Марягина был историк Юрий Сергеевич Барышников (супруг известного краеведа М.Д. Барышниковой). С ним Леонид нередко совершал лыжные прогулки в сторону озера Амазонка. Значительную часть своей жизни Ю.С. Барышников отдал преподавательской деятельности в ОЗПИ (ныне — ГГТУ). Неспокойная атмосфера юности отражена Марягиным в автобиографической книге «Изнанка экрана» (2003) и в киноленте мастера «101-й километр» (2001). Своевременный отъезд 17-летнего Лёни Марягина из Орехово-Зуева в столицу помог ему выбраться из сложной ситуации. Позже режиссёр признался: «На пригородном дизеле из Орехово-Зуева я ехал в Москву завоевывать кинорежиссуру, а для начала — ВГИК…». Родители и бабушка Леонида переехали в Москву только в 1961 г. В 17 лет выпускник Орехово-Зуевской школы приехал поступать во ВГИК, но из-за «тройки» за сочинение не прошел по конкурсу, и Михаил Ромм взял его на свой курс вольнослушателем. Одновременно Марягин работал лаборантом во ВГИКе, был ассистентом у Ромма на съемках фильма «Убийство на улице Данте». После ухода Ромма из ВГИКа Марягин оставил институт, а позже, в 1966-ом, окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа. Отслужив в военно-морском флоте, Леонид Марягин трудился в 1959—1960 годах на разных студиях, в 1960—1962 годах был режиссером Новосибирского телевидения, в 1962—1964 годах — ассистентом режиссера киностудии имени М.Горького, с 1964 года — ассистентом режиссера, вторым режиссером, режиссером киностудии «Мосфильм», режиссером дубляжа. Первой ласточкой в кино у Леонида Марягина стал «Арбузный рейс» на «Мосфильме» в 1965-м. Потом — «Ожидания», «Про Клаву Иванову» (1969), «Моя улица» (1970), «Двое в пути» (1973), «Вылет задерживается» (1974), «Мое дело» (1976), «Вас ожидает гражданка Никанорова»(1978), «Незваный друг» (1981), «День рождения» (1982), «Город невест» (1985), «Дорогое удовольствие» (1988). В 1990-е Марягиным были созданы два исторических полотна — «Враг народа Бухарин» и «Троцкий». В октябре 1985 г. в Москве состоялась премьера художественного фильма «Город невест». И режиссёром, и сценаристом в одном лице предстал Марягин. А финансовая поддержка кинокартине получена от земляка — министра лёгкой промышленности СССР Николая Тарасова. Съёмки фильма проходили в Орехово-Зуеве, на городских улицах, в цехах, кабинетах дважды орденоносного Ореховского текстильного комбината имени К.И. Николаевой и даже на квартире самого генерального директора Б.А. Молодцова. Время съёмок и премьеры совпало со 100-летием Морозовской стачки, торжественно и широко отмеченного ореховозуевцами. В массовке фильма снялось немало жителей города. Наверно, неслучайно и то, что сценарий фильма связан с биографиями Николая Тарасова и Бориса Молодцова… В основе фильма — конфликт между директором текстильного комбината (Олег Табаков) и главным инженером (Георгий Жжёнов), расценивающим инициативу директора по автоматизации предприятия как прожектерство. Благодаря молодым специалистам директор добивается реализации своих планов, решив и демографическую проблему текстильного городка, обеспечив рабочими местами мужчин. «Производственная» линия соприкасается в фильме с личной жизнью директора, с его непростыми взаимоотношениями с женой (Наталия Белохвостикова) и сыном (Антон Табаков). Интересно смотрятся сцены ухаживания директорского сына за одной из молодых фабричных работниц (Ирина Чериченко, ставшая в 22 года знаменитой на весь Советский Союз)… Музыку к фильму написал друг Леонида Марягина известный композитор Ян Френкель — он же автор музыки к песне Михаила Танича «Текстильный городок» (1961) об Орехово-Зуеве. Как-то поделилась своими воспоминаниями одноклассница Леонида Марягина, ветеран педагогического труда, бывший преподаватель текстильного техникума (ныне — текстильного колледжа имени Саввы Морозова) Римма Петровна Агапова (Тарасова), племянница министра Н.Н. Тарасова. Она поведала, что одноклассники во время встреч в первой школе не раз просили Леонида Георгиевича снять фильм о родном городе. Однажды он это пообещал и слово своё сдержал. Римма Петровна подсказала ему обратиться за помощью «к дяде Коле». По словам Риммы Петровны Агаповой, несколько аудиторий текстильного техникума с разрешения администрации съёмочная группа использовала под гримёрки и реквизит. Здесь же прошла и встреча популярных артистов со студентами. Естественно, были и автографы и редкие по тем временам фотографии с советскими звёздами. Однажды артисты из Орехово-Зуевского народного театра рассказали, как в 1981-м в Зимний театр (тогда просто Орехово-Зуевский ГДК) вместе с коллегами приезжал Борис Андреев. Они привозили с собой какой-то спектакль… Борис Фёдорович выкроил несколько минут и добежал до ближайшего продуктового магазина «У космоса». Когда продавцы увидели у прилавка живьём народного артиста — остолбенели. А он с присущей ему деликатностью попросил любимой «селёдочки», которую дома артисту запрещали жена Галина Васильевна и врачи. Леонид Георгиевич позже вспоминал: «Популярность артиста была огромна: люди, увидев его на улице, начинали улыбаться. Для Бориса Федоровича не было вопроса, как распорядиться популярностью. Он любил помогать людям. Только по моей просьбе он делал это не раз и не два: ездил в райисполком, в милицию, пробивал обмен жилья. Все это без личной выгоды — для низовых работников студии, от которых он не зависел… Однажды я спросил Андреева, почему он так безотказно отзывается на просьбы. Борис Федорович ответил: „Бог мне многое дал; если я не буду помогать людям, он от меня отвернется!“» Несколько последних лет жизни Марягин посвятил созданию автобиографической черно-белой киноленты о юности, прошедшей в Орехово-Зуеве, о своей первой любви... Съёмки нескольких эпизодов картины проходили в Орехово-Зуеве … Премьера «101-го километра» в орехово-зуевском кинотеатре «Родина» (в 2001 году) вызвала бурную и весьма неоднозначную реакцию ореховозуевцев — от восторга до жёсткой критики, особенно со стороны ветеранов, старожилов. Л.Г. Марягин создал около двух десятков полнометражных художественных лент, сам несколько раз как актёр снялся в кино, был автором более тридцати сюжетов для киножурнала «Фитиль». За снятую по собственному сценарию картину «101-й километр», посвященную его юности, получил вторую премию на конкурсе «Реванш» кинофестиваля «Окно в Европу-2001» в Выборге. Блестяще владея искусством рассказчика и литературным слогом, он много публиковался в периодических изданиях, был автором ряда книг: «Не только о кино», «Был такой случай», «Были-небыли», «Иду на Вы»… Один из потомков меценатов и промышленников Морозовых (ветвь Викуловичей) актриса Татьяна Лаврова (Андриканис) была удостоена в 1975 г. в Монте-Карло приза «Серебряная нимфа» за женскую роль в фильме Л. Марягина «Вылет задерживается». За телефильмы «Моя улица» и «Двое в пути» сам Л. Марягин получил призы Интервидения (МТФ в Праге, 1971 и 1974). В 2003 г. Марягин успел снять свою последнюю автобиографическую игровую картину «Здравствуй, столица!», но премьера фильма прошла уже без него… Художником по костюмам в фильмах «101-й километр» и «Здравствуй, столица!» работала дочь Леонида Марягина Татьяна… Леонид Георгиевич ушёл из жизни 16 сентября 2003 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Случилось так, что с Орехово-Зуевом более десяти лет связан москвич, старовер Игорь Пименов, работавший с 1987 по 1991 г. на киностудии «Мосфильм» и ещё 15 лет — на первом канале ЦТ. Дипломную работу он готовил под руководством Леонида Марягина, участвуя ассистентом в его исторической киноленте «Враг народа Бухарин» (1990 г.). В 2015–2016 гг. 45-летний Игорь Владиславович Пименов стал директором Международного фестиваля игровых и документальных фильмов имени Саввы Морозова в Москве. Заметим, что ещё в 2014 г. фестиваль готовился именно для Орехово-Зуева — малой родины знаменитых русских промышленников и благотворителей староверов Морозовых. Сегодня Игорь Владиславович занят подготовкой уже третьего по счёту кинофестиваля. Президентом Морозовского кинофестиваля является известный кинорежиссёр, народный артист России Николай Досталь. Заметили опечатку? Материалы по теме:
Новости Орехово-Зуево
|