Модуль социальной сети не установлен.

x
Пароль:
Войти используя:
Войти как пользователь
Не используйте этот способ авторизации, если у вас уже есть учетная запись (логин и пароль). Предварительно объедените свой существующий аккаунт с профилями этих сервисов:
История Новости Орехово-Зуево

Раскрыта тайна исторических фотографий Орехово-Зуева

 
29 Сентября 2017 // История

Раскрыта тайна исторических фотографий Орехово-Зуева

В фондах городского музея имеется очень интересный экспонат – альбом фотографий Викуловской мануфактуры. В нем порядка 40 фото. Многие из них я использовала в своих публикациях, и поэтому мною опознаны места съемок. На каждой фотографии этого альбома есть 5 цифр, например, 65.604. Меня они всегда интересовали: что же это? Тайна этих цифр, и не только она, раскрылась этим летом после моего случайного знакомства с профессором Белградского Университета искусств Чедомиром Власичем. Он интересуется работами фотографического ателье «De Jongh Frères» («Братья де Жонг (Йонг), известного в Нейи, в Париже в конце XIX- начале XX веков.

Г-н Власич прислал мне два фото из вышедшего во Франции в 1896 году альбома «La Russie et les Russes» («Россия и русские»). Это было время политического сближения с Россией, когда французам особенно интересно всё русское.

На присланных фото – Никольская мануфактура «Саввы Морозова Сын и Кᴼ». В текстах под фото описываются характеристики мануфактуры и ее заведений (фабрики, школы, больницы, богадельни и пр.), она сравнивается с промышленностью Руана или Бирмингема по своей величине. Кроме того, указывается и качественность ее товаров: «Сбыт текстильной продукции производится и в Центральной Азии и Китае, где русские ткани составляют серьезную конкуренцию тканям, изготовленным в Англии». А под фотографиями подпись, что они представлены «De Jongh Frères». Так я уверилась, что эти фотографы работали в Никольском.

Более того, Ч. Власич определил несколько признаков работ этого ателье. Во-первых, фото делалось с негатива на стеклянной пластине. Во-вторых, их фотографии, как правило, были обрамлены двойным картонным паспарту, с закругленным углом, окруженным рельефной лентой в извилистом узоре (меандровый орнамент) и стилизованными пальметта в углах. Есть и фотографии, где на паспарту имеется название ателье золотыми буквами внизу под фотографией.

Есть еще один отличительный признак почти на всех фотографиях - это номер, дискретно начертанный или выгравированный на негативной фотографической пластине, который хорошо виден и на фотографии. Вот мы и пришли к тем загадочным цифрам на фотографиях из музейного альбома!

Давайте рассмотрим фотографии. Паспарту – один к одному как у «De Jongh Frères». Номера также отпечатались на каждой фотографии.

 У «De Jongh Frères» был особый принцип съемки портретов. Все фотографии делались на открытом воздухе с естественным светом с целью достижения равномерного освещения и равной видимости всех фигур. Группы часто располагались вокруг стола с важнейшей фигурой в середине, в соответствии с фламандско-голландской традицией групповой портретной живописи. На фото учителей Двухклассного начального Викуловского училища именно такое положение учителей: на открытом воздухе, у стола, а в центре главная фигура – священник, учитель закона Божьего.  Или другое фото: Служащие Викуловской мануфактуры. Также сделано на открытом воздухе, в центре – управляющий мануфактурой Степан Никифорович Свешников.

 В случаях более сложных или больших групп, где возникает необходимость показать более широкое пространство или другие живые существа или предметы, «De Jongh Frères» размещают камеру достаточно высоко на временном постаменте, чтобы захватить все сверху – так и на этом фото видно, что камера не на уровне земли.

Фотографии зданий или более широкие ландшафты «De Jongh Frères» делали часто с рядом человеческих фигур на переднем плане в качестве человеческого измерения, контрастирующих с размером здания. Это можно проследить и на наших снимках из альбома, например, Двора новой самоткацкой фабрики или Казарм в районе Крутого.

Из материалов Ч. Власича мне стало известно, что в 1893 году эти французские фотографы работали в Московской и Владимирской губерниях, в основном, снимая предприятия, принадлежащие разным ветвям семьи Морозовых. В следующем году они фотографировали рабочих в Тейково, в 1895 году - в Иваново-Вознесенске. Наш альбом датирован 1893 годом – на его обложке на французском языке подписано: «Manufactures Vicoul Marosoff et Fils.  Nicolsky 1893».

Таким образом, несомненно, авторство фотографий в музейном альбоме принадлежит фирме «De Jongh Frères» из Нейи, Париж.

Для сведения: в Краеведческом музее г. Ногинска есть одна фотография де Жонгов, на которой изображены рабочие Богородско-Глуховской мануфактуры Захара Морозова.

Кто же такие де Жонги (Йонг)? История этой семьи фотографов изложена в книге Ч. Власича, посвященной их работам в Белграде в 1888 году, которую он любезно выслал мне. Очень кратко я ее изложу здесь.

Фотографическое ателье «De Jongh Frères» появилось в Нейи (Париж) в последние десятилетия XIX века. Оно принадлежало трем братьям - Эдварду, Фрэнсису и Огастесу де Жонг, потомкам известной швейцарской семьи фотографов. Коллекции фотографий, сделанные «De Jongh Frères», хранятся и экспонируются в Национальной библиотеке Парижа и музее «Д'Элизе» в Лозанне.

«De Jongh Frères» колесили как по Франции, так и другим странам: Австро-Венгрии, Сербии, Испании, Германии, Швейцарии и др.  Снимали фабрики, жилые объекты, школы и пр. В Ватикане фотографировали Папский двор. В связи с такой бурной международной фотографической деятельностью они с 1889 года стали на своих паспарту размещать надпись: «Photographic Internationale, de Jongh Freres».

В начале 1890-ых годов «De Jongh Frères» появляются и в России. Они делают массу фотографий офицеров Российской армии, по которым сейчас можно изучать историю военного костюма. На представленных фото: гренадеры, кирасир, казаки заТеречные, зауральский казак, солдат в походной форме, офицеры: полковник и вахмистр. В Национальной библиотеке Франции 96 фотографий из России, в том числе портреты наследника престола Николая II, Великих князей.

В 1891 году «De Jongh Frères» отсняли в Крыму, в Ливадии фотографию - «Семья Императора России», на которой Александр III и его семья запечатлены в день серебряной свадьбы Александра III и императрицы Марии Федоровны. На этой фотографии 24 члена семьи Романовых, она часто воспроизводилась позже на открытках и принесла немало денег братьям де Жонг (Йонг). Кстати, именно надпись на фотографии российской императорской семьи доказывает, что были использованы промышленные стеклянные пластины Graffe и Jougla (первый указанный выше отличительный признак их фото).

В 1900 году фирма «De Jongh Frères» была участником Всемирной выставки в Париже. Международное жюри квалифицировало их фотографии как «представляющие собой истинное художественное выражение и отражающие личную оценку их авторов». Вполне возможно, что и наш альбом там был, тем более, что музейные работники утверждают (правда, не знаю, из каких источников это известно), что альбом готовился к Парижской выставке.

Фотографии Никольской мануфактуры из журнала «La Russie et les Russes», о которых говорилось выше, позволяют предположить, что и Саввинская мануфактура отснималась также тщательно, как и Викуловская.

Зная, что я работаю над фотографиями, принадлежащими фирме де Жонг (Йонг), Морозовский клуб мне передал электронные копии фотографий Саввы Тимофеевича Морозова и его жены с первенцем, где на одной из фотографий Саввы Тимофеевича стоит тот самый номер – 65.417, который подтверждает авторство «De Jongh Frères». На фото жены с сыном Тимофеем номера нет, но явно видно, что фотографии делались в одном месте, в один день. Эти фотографии, на мой взгляд, говорят о высокой амбициозности Саввы Морозова в свой 31 год. Не всякий решится, а он приглашает фотографов, снимавших в прошлом году царскую семью, сфотографировать его и его семью!  То есть уже тогда С.Т. Морозов стремился к более высокому положению, чем рядовой, пусть и богатый купец. Уже тогда у него были мысли о социальном переделе власти, но это уже другая тема.

А. Бирюкова. Использованы материалы книги Ч. Власича «De Jongh Frères» á Belgrade en 1888.

1 Альбом музея.JPG

Альбом музея.


2 Вид на фабрики (ныне ул. Моисеенко) .jpg

Вид на фабрики (ныне ул. Моисеенко)


3 Цех Никольской мануфактуры.jpg

Цех Никольской Мануфактуры


6 Учителя Викуловского училища.JPG

Учителя Викуловского училища.


7 Служащие Викуловской мануфактуры.JPG

Служащие Викуловской мануфактуры


8 Двор новой Самоткацкой фабрики.JPG

Двор новой Самоткацкой фабрики.


12а Росс. армия.jpeg

Росс. армия.


14а Зинаида Григорьевна Морозова с сыном.jpg

Зинаида Григорьевна Морозова с сыном


Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Возврат к списку


Материалы по теме:


Это нравится:1Да/0Нет
Клим Булавкин
Амбиции семейства С.Т. Морозова, как известно, стали причиной разлада между ним и царским двором: после того случая, когда Зинаида Григорьевна появилась на балу в честь приезда императорской четы в Нижний Новгород (в связи с открытием ежегодной всероссийской ярмарки) в платье, шлейф которого оказался длиннее, чем у самой императрицы, дело кончилось скандалом.
Спасибо уважаемому автору за интересную публикацию!
Это нравится:0Да/0Нет
Олег Р.
Интересная информация. И интересно, что "Эти фотографии, на мой взгляд, говорят о высокой амбициозности Саввы Морозова " - не просто амбициозность, а аж высокая! А другие факты об этой высокой амбициозности есть?
Вот К.Б. привел более-менее похожее на факт, правда жены СТ Морозова.
Это нравится:1Да/0Нет
Александра Бирюкова
Амбиция употреблена в выражении не как спесивость, а как честолюбие. И я уважаю эту черту СТ. Он, понимая, что царская Россия держится на купцах, у которых производство и деньги, но они имеют права в управлении страной, хотел  вывести их в класс, который они заслуживают по своей значимости. Он ценил купечество и себя в его числе. Уже смолоду.
Это нравится:0Да/0Нет
Михаил Боярский
Амбиции и честолюбие не одно и то же совсем. Я так думаю, что Клим Булавкин хотел сказать, то и сказал, и при необходимости сам может пояснить свои слова. Не так ли, Клим Валерьевич?
Это нравится:0Да/0Нет
Александра Бирюкова
Моё замечание к поступку ЗГ не имеет отношения.
'beono:flashmessage' is not a component