Новое в «мусорном вопросе»
29 Января 2016 // ЖКХ
Новое в «мусорном вопросе»С первого января вступил в силу закон, внесший коррективы в порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, то есть бытовым мусором, за сбор и утилизацию которого все мы с вами платим. Что должно и может измениться для жителей? Поскольку за «мусорную тему» в наших домах отвечают управляющие компании, новые нормы законодательства коснутся прежде всего их деятельности. Прокомментировать вступившие в силу изменения мы попросили начальника юридического отдела ООО «ОГК НКС» Сергея Васягина и заместителя генерального директора этой компании Илью Денисова. — Первое изменение, касающееся бытовых отходов, жители должны увидеть в своих квитанциях за жилищно-коммунальные услуги. В чем оно будет заключаться? Сергей Васягин: До 1 января 2016 года плата за сбор мусора была включена в строку «Содержание и ремонт жилого помещения». В статью 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые вступили в силу с этого года. Теперь обработка бытовых отходов исключена из жилищных услуг и стала самостоятельной коммунальной услугой. Соответственно, в едином платежном документе появится новая строка — плата за ТКО. Понятие «твердые коммунальные отходы» пришло на смену привычному ТБО. Это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования. К ТКО относятся отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. — Согласно изменениям в законодательстве, взносы за обращение с коммунальными отходами теперь должен собирать региональный оператор, и говорят, есть вероятность, что начисления будут производиться не с квадратного метра, как сейчас, а с человека, как это было раньше. Сергей Васягин: Что касается регионального оператора — да, это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1112 «О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» и федеральным законом №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». Создается единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров. Она необходима для контроля над выполнением утилизации и будет содержать информацию об отходах от использования товаров, об оборудовании для их утилизации и прочие сведения. Полномочия по организации обработки коммунальных отходов находятся у субъектов Федерации, в нашем случае — у правительства Московской области. Илья Денисов: Пока что это первые шаги в изменении федерального законодательства для того, чтобы создать службу единого заказчика, то есть регионального оператора, по всему Подмосковью. Грубо говоря, предполагается организовать одну службу, которая займется вывозом мусора по всей Московской области, куда буду стекаться все платежи за данную услугу. Закон приняли, а как именно вести данную работу — пока не понятно, то есть механизма реализации еще нет. Для этого должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов, призванных конкретизировать отдельные положения закона. Сегодня система обработки мусора имеется в каждой управляющей компании. УК или сама закупает автомобили для вывоза ТБО, как мы, например, или заключает договор с организацией, осуществляющей такие функции. А как данный вопрос станет решаться региональным оператором, пока не известно: будет ли это заключение договора с нами, либо они организуют какую-то свою базу и полностью откажутся от услуг управляющих компаний, никто еще не знает. Пока они думают над реализацией, работа ведется по-старому. — А что насчет формирования платы за мусор? Будет ли все-таки «квадратный метр» заменен на «человека»? Илья Денисов: Размер платы за вывоз мусора утверждается муниципальным образованием. С 2016 года, согласно постановлению администрации от 15.12.2015 № 1220 «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда на 2016 год», она составит 2 рубля 28 копеек с квадратного метра жилой площади. Пока, как видите, все остается по-прежнему. Сергей Васягин: В принципе, закон предполагает такую возможность, но опять же, все будет зависеть от того, как решит данный вопрос субъект Федерации: установление тарифов и нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к его полномочиям. Если область решит насчитывать плату с человека, а не с квадратного метра, значит, такое изменение произойдет. Но в любом случае пока это дело будущего. — Пользуясь возможностью, хотелось бы задать несколько вопросов, касающихся деятельности конкретно вашей управляющей компании, которые поступают от наших читателей. Например, говорят, что в ОГК НКС отказывают желающим получить на руки копию договора, отправляя жителей на сайт. А это, во-первых, не всем доступно, во-вторых, на вашем сайте эти документы представлены не в полном объеме. Это так? Илья Денисов: На самом деле, это не более чем слухи. Конечно, сразу в момент обращения человек получить такие документы не сможет: их необходимо изъять из архива, подготовить, зарегистрировать, то есть совершить ряд определенных действий. На это требуется время, законом оно установлено — не больше 20 дней. В течение этого срока гражданин, который написал заявление, получит копию договора, протокола общего собрания собственников — это не закрытая информация. А вот если жителю неудобно приходить или не хочется ждать, он может посмотреть на сайте реформы ЖКХ — там по каждому дому имеются скан-копии всех документов. — К вашему сайту тоже были претензии. Говорят, что он не содержит всей необходимой информации или вовсе не существует. Илья Денисов: Сайт у нас есть, он работает, но не на сто процентов. Дело в том, что мы сейчас разрабатываем систему, удобную для жителей, чтобы человек мог зайти конкретно на свой дом и посмотреть всю техническую документацию вплоть до планов текущего ремонта. Договор там тоже будет выложен, как и бюджет дома, движение средств. Более того, если нам позволит программное обеспечение, мы хотим сделать это в режиме реального времени, чтобы любой житель мог увидеть, когда закончилась и была принята та или иная работа и когда за нее со счета дома списаны средства. В течение 2016 года, я думаю, сайт начнет работать в полную силу. — Кстати о деньгах. Наши читатели не раз высказывали возмущение тем, что НКС собирает средства на капремонт на свой счет, а не регионального оператора. Почему это происходит? Илья Денисов: Дело в том, что сбором средств за капремонт, согласно договору с региональным оператором, должны заниматься именно мы, ОГК НКС. То есть мы являемся агентом. Почему так было сделано? Когда средства уходили сразу непосредственно на счет регионального оператора, мы не могли вести учет по поступлению денежных средств от населения в разрезе лицевых счетов. Соответственно, информация о задолженности перед фондом капитального ремонта была отражена неверно. Поэтому на основании агентского договора денежные средства, поступившие на специальный счет, открытый для средств капитального ремонта, перечисляются на счет регионального оператора с расшифровкой данных по лицевым счетам. — А как жители могут проконтролировать данный вопрос, убедиться, что их средства действительно уходят в Фонд, а не оседают на каком-нибудь счете УК? Илья Денисов: Есть простая возможность сделать это: позвонить в областной Фонд капремонта и узнать о поступлении средств от вашего дома. Телефон бесплатный: 8-800-550-50-30. Кстати, если жителям интересно, они могут написать заявление, и мы предоставим точные данные по собираемости по их дому — не только взносов на капремонт, но и всех остальных платежей. Как известно, стопроцентной собираемости нигде не наблюдается, и мы дадим поквартирный список — кто платит, а кто нет. — Хотелось бы узнать еще один телефон — единой диспетчерской службы, куда в случае чего могут обращаться жители. Илья Денисов: Мы организовали службу единого окна, и человеку теперь не нужно звонить на участки, все жалобы и предложения принимаются по одному телефону — 8-800-100-84-44, он бесплатный. Этот номер работает с декабря, и люди пользуются им достаточно активно. Все разговоры записываются, выполнение заявок контролируется, кроме того, эта система дает возможность анализировать работу наших подразделений, понимать, какой участок справляется нормально, а какой нет, и принимать соответствующие меры. Заметили опечатку?
|