 |
Работа началась задолго до дня выборов. Мы дежурили на участках, выписывали открепительные (их в общей сложности было выдано 73), готовили документы — о том, что придётся столкнуться с такой бумажной волокитой, мы даже не представляли. Ну а после того, как мы по несколько раз (чтобы всё было точно!) отсчитали 4500 бюллетеней, на каждом 2 раза расписались, поставили печать, а на 1500 из них ещё и наклеили по марке... было чувство, что мы по меньшей мере разгружали вагоны.
Но это были цветочки. В день выборов наша команда начала собираться с 7-ми утра на участке, в это же время появились и наблюдатели. Их задача — следить, чтобы мы ничего не сфальсифицировали.
До начала голосования 15 минут, а у дверей уже собираются избиратели. В основном, среди первых ласточек те, кто в воскресенье работает, но не может не выполнить свой гражданский долг. Просятся проголосовать, но до 8-ми часов — нельзя. С этих ответственных граждан России мы и начали. Но быстро обюллетенить их и сидеть спокойно не получилось. С 8-ми утра народ пошёл голосовать нескончаемым потоком! У нас не было ни одной свободной минутки. Человек 70 пришло по открепительным с других участков.
«Здравствуйте, присаживайтесь, если желаете, возьмите на память календарик, дайте, пожалуйста, паспорт, возьмите паспорт, распишитесь в трёх графах за три бюллетеня. Один на Госдуму, один — на Московскую областную, и один — на Орехово-Зуевский одномандатный округ».
Более тысячи раз были произнесены эти слова на нашем участке.
Слава Богу, неадекватных горожан не было! У кого-то возникали вопросы, но по делу.
На первом месте среди самых смешных вопросов: «А надо ставить галочку или крестик?»; «В одну графу или можно сразу во все?» Небольшим эксцессом можно считать, что кое-кто в открытую пытался вынести полученные бюллетени с участка (видимо, на память).
И, как выяснилось позже, несмотря на все наши подробные объяснения, систему с тремя бюллетенями поняли далеко не все, в урну кидали сложенные вместе листочки, но галочка стояла только на одном — как правило, на том, что в Госдуму. Остальные, видимо, воспринимались то ли как второстепенные, то ли — вообще ненужные.
Не сидели без дела и наблюдатели. Коммунисты здорово придирались. Например, возмутились, когда пришедшая на участок столетняя бабушка попросила показать, где на бюллетене «Единая Россия». Пришлось просить зашедшего на участок молодого человека проконсультировать старушку — мы даже не имели право показать плохо видящей женщине нужную ей графу.
Дама из той же «Единой» просила отмечать для неё, какие квартиры в домах проголосовали, видимо, в этих домах была проведена большая агиткампания, и в идеале за партию власти должны были проголосовать все жители. Но, разумеется, на деле этого не произошло. А на нас легла дополнительная работа, в нормальных условиях это не сложно, но когда над тобой возвышается и нарастает очередь из избирателей, начинаешь теряться и боишься что-нибудь перепутать.
Ещё одним открытием стало то, что очень многие граждане не знают, что голосовать надо только лично, часто родственники приносили паспорт и говорили: «А я буду голосовать за жену» (маму, папу, совершеннолетнего ребёнка). Приходилось объяснять.
Достаточно спокойно прошло и выездное голосование. Те, кто отправился к избирателям на дом, были рады, что появилась возможность выйти на свежий воздух. Правда, в списке из немногим более 20-ти инвалидов и пенсионеров, заявленных как желающие проголосовать на дому, таковыми оказались не все. Кое-кто нас откровенно посылал через дверь. Выходит, их внесли в список, даже не спросив. Но всё же большинство отнеслись к нашему визиту ответственно. В одной квартире очень милая и интеллигентная пара ветеранов даже накрыла стол с чаем и пирогами специально к нашему приходу. Хоть нам было и некогда, и неудобно, но очень приятно.
От наблюдателей на выездное голосование отправились представительницы КПРФ и ЕР. Первая развела почти что скрытую агитацию, когда старушка в одной из квартир задумалась, за кого же ей проголосовать по Орехово-Зуевскому округу. «Ну давайте подумаем! Шах Вейселович — преподаватель, Рудаков — коммерсант, Живцов — коммерсант, Матвеев — коммерсант...» «Ой, да, точно», — обрадовалась старушка подсказке. Надо ли говорить, за кого она проголосовала? В другой квартире другая старушка сначала обрадовано поставила галочку за Вердиханова, потому что она его знает лично, а потом расстроилась, когда узнала, что он от коммунистов, оказывается, женщина болела за единороссов.
Что же касается результатов, то по нашему участку по Госдуме победила «Единая Россия» — 29,27 % голосов, на 2-м месте коммунисты — 28,05%, за ними «Справедливая Россия» 16,77%, ЛДПР 14,33%, «Яблоко» 6,81%, «Патриоты России» 1,02%, «Правое дело» 0,71%.
По областной Думе и одномандатному округу список лидеров и аутсайдеров шёл в том же порядке, различались только проценты.
|  |