x
Пароль:
Войти используя:
Войти как пользователь
Не используйте этот способ авторизации, если у вас уже есть учетная запись (логин и пароль). Предварительно объедените свой существующий аккаунт с профилями этих сервисов:
История и современность

О памятнике 1000летия государства российского в Новгороде

Вышел очередной номер "Оракула" с моей статьёй о памятнике 1000летию России. В портфеле редакции мои статьи о Дракуле, о Троцком и о Синей бороде. Пока публикую не правленный редакцией материал о памятнике 1000летия России.

Памятник Тысячелетию России или Тысячелетию государства российского был воздвигнут на народные деньги по велению царя Александра Второго в 1862 году в ознаменовании тысячной годовщины призвания Гостомыслом, старейшиной ильменских словен, легендарных варягов-князей Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород для защиты от врагов. В этом событии в то время видели начало российской государственности. Над созданием монумента работала выигравшая конкурс, проводимый Российской Академией художеств, группа великих русских архитекторов и скульпторов, состоящая из Михаила Микешина, Ивана Шредера, а также классика псевдо-русского архитектурного стиля Виктора Гартмана. Памятник считается монументом, олицетворяющем мощь русской славы, торжество русской веры, мудрость русских правителей и талант русского народа.
Рассмотрим повнимательнее сей монумент.
ПАМЯТНИК ТОРЖЕСТВА РУССКОЙ ВЕРЫ ИЛИ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРАВОСЛАВИЯ?
Памятник венчает коленопреклоненная женская фигура матери-России, склонившаяся перед ангелом с крестом. Символ торжества православия на Руси. Памятник подчёркивает, что Россия – только православная страна. Мусульманские атрибуты на памятнике используются только как атрибуты поверженных врагов. Честно говоря, мне это очень не нравится, так как на мой взгляд, мусульмане внесли огромный вклад в становление России как великой державы. Но в период подготовки к русско-турецкой войне 1877-78 годов, русский царь счёл уместным это забыть.
Нет, например, на монументе образа мусульманского просветителя, первого муфтия России, сподвижника Екатерины Второй Мухаммеджона Хусаинова. Нет и первого главы буддистов России, члена Уложенной Комиссии, Пандито Хамбо-ламы Дамбо Заяева. Кто сочтёт их имена неизвестными, тому предлагаю вспомнить, кто такие Гурий Казанский или Иннокентий Таврический, чьи скульптурные портреты на памятнике есть. Не рискую показаться снобом, а потому сразу подскажу, что Гурий Казанский был архиепископом в Казани в годы опричнины, а Иннокентий Таврический – архиепископ Крыма в годы обороны Севастополя от англо-франко-турецких войск. Слов нет, люди героические, но помнит ли их ныне кто-либо? И надо ли это кому?
Нет на памятнике и деятелей русского раскола. Нет даже протопопа Аввакума. При этом инициатор раскола, патриарх Никон, равно как и автор единоверия, церковного движения подчинения части староверов Синоду РПЦ, митрополит Платон Московский на монументе есть. Судя по памятнику, раскол Россия изжила уже в начале XIX века. Но это – неправда. Преследование староверов в те годы были.
ПАМЯТНИК РУССКОЙ СЛАВЫ ИЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ?
На среднем ярусе памятника изображено шесть скульптурных картин основных событий в истории нашей страны: призвание варягов на Русь, Крещение Руси, Куликовская битва, свержение татаро-монгольского ига Иваном Третьим, избрание на царство Михаила Романова и основание российской империи Петром Первым. Увы, изгнание Наполеона из России создатели монумента сочли не очень важной вехой её истории. Почему? Потому, что портить отношения с Францией, где в то время правил племянник Наполеона, Наполеон Третий, Александр Второй не хотел.
При этом на памятнике, прославляющем христианских правителей, нашлось место для двоеверцев полуязычников литовских правителей Гедемина, Ольгерда и Кейстута. Понятно, что Александр Второй накануне польского восстания 1863 года (охватившего почти всю территорию бывшей Речи Посполитой), при открытии памятника в 1862 году так хотел подчеркнуть единство Руси и Литвы, что даже заклятых врагов России разместил на памятнике в качестве её основателей. Очень толерантно.
КТО ВОИСТИННУ ВЕЛИК НА РУСИ?
Нижний ярус (фриз) монумента делится на четыре части, посвящённые: крестителям и просветителям Руси, государственным деятелям, полководцам, а также деятелям науки и культуры. В этой части памятника расположены 128 фигур исторических деятелей, одно перечисление которых займёт целую статью.
Но нам важно, кого среди этих фигур нет.
На монументе по непонятным для меня причинам отсутствуют Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, а также Иван Калита.
Не нашлось места на памятнике Ивану Грозному. Говорят, Александр Второй не решился ставить в Новгороде, разорённым опричниной, памятник главному новгородскому душегубу, по чьему приказу было истреблено то ли пять, то ли двадцать тысяч новгородцев. Возможно это так. При этом на памятнике есть почти все крупные фигуры времени правления Иоанна: от царицы Анастасии Романовой до воеводы Михаила Воротынского. Это всё равно, что не ставить памятник Сталину, но поставить всем «сталинским соколам». Или наоборот – отсутствие на памятнике Ивана-царя свидетельствует о том, что он то и не правил Руссией, а правили за него бояре, и что «боярское правление» в его годы не прерывалось никаким самодержавием, а дополнялось церковно-клерикальным правлением митрополита Макария (который, естественно, на памятнике есть). И о слабости «грозного» царя, об его не-правлении Александр Второй знал. Потому и не поставил его в один ряд с Петром Первым и Дмитрием Донским. Удивительно, что основной жертве и оппоненту Ивана-царя, митрополиту-мученику Филиппу Колычёву, места на монументе, как и его палачу, тоже не нашлось.
ПИТЕРСКИЙ ВЗГЛЯД НА «МОСКОВСКУЮ СТАРИНУ»
Не очень понятно, из каких соображений на памятнике, прославляющем единство Руси, на видном месте присутствуют лидер новгородского сепаратизма Марфа Посадница и ярый враг Москвы Михаил Тверской? При этом нет места на монументе для образа основателя московского княжества Даниила Московского. Опять толерантное отношение к истории? Нежелание обидеть новгородцев и тверичей? Или это типично «питерский», антимосковский взгляд на историю? Совершенно не удивительный для наших царственных особ рецидив петровского отношения к «московской старине» как к хламу истории
Нет на памятнике самого почитаемого в Москве святого Василия Блаженного, как нет и легендарных Постника и Бармы, создавших Покровский собор. Нет ни одного строителя Кремля: ни Аристотеля Фиорванти, ни Марко Руффо, ни Алевиза Нового. Нет великих иконописцев Андрея Рублёва и Дионисия. Это несправедливо!
ПАМЯТНИК РОМАНОВЫМ И ИХ ДВОРЯНАМ
Не нашлось на памятнике места представителям династий-оппонентов Романовых. Никто из знатнейшего рода Шуйских, кроме полководца Михаила Скопина-Шуйского не представлен на монументе. Создаётся впечатление, что вотчина Шуйских, великое княжество нижегородское не дало России никого! То же самое можно сказать и о вотчине рода Бельских великом княжестве рязанском. Обойдены вниманием и Мстиславские.
И среди 128 исторических деятелей, изображённых на памятнике сословно есть только один крестьянин Иван Сусанин, только один купец Кузьма Минин и только два казака – Ермак и Матвей Платов. Остальные – князья, цари, бояре, дворяне и священники. Ни гроза французов крестьянка Василиса Кожина, ни изобретатель мещанин Иван Кулибин, ни первопроходец-казак Семён Дежнёв не удостоены чести быть на монументе.
СУХОПУТНАЯ РОССИЯ
Очень не повезло морякам. Всего четыре флотоводца запечатлены на монументе: Алексей Орлов, Владимир Корнилов, Павел Нахимов и Михаил Лазарев. Это великие люди. Но соотношение полководцев и флотоводцев на памятнике явно не в пользу последних! Памятник как бы подчёркивает, что Россия – держава сухопутная. На монументе нет ни Фёдора Ушакова, ни Фаддея Беллинсгаузена, ни Витуса Беринга. Пётр Первый, положивший всю жизнь за выход России к морю и чья фигура доминирует на монументе, явно был бы сей нелепицей недоволен!
Возможно, я слишком строг к создателям монумента Тысячелетия России. Возможно, я смотрю на него сквозь годы современным взглядом демократически мыслящего потомка уже знающего, что и Романовым, и русскому дворянству, да и самому Александру Второму оставалось по историческим меркам в 1862 году совсем немного. Возможно, мне обидно, что, ставя памятник выдающимся людям прошлого своего государства, его создатели не замечали современность, в которой из-под пера Льва Толстого уже вышли «Казаки», а в Санкт-Петербургскую консерваторию поступил Пётр Чайковский.
Памятник на самом деле говорит о том, что мы подчас преклоняемся перед людьми, о которых забудут уже наши внуки, и мы не видим гениальных современников.
Стоит ли после этого ставить подобные монументы?