x
Пароль:
Войти используя:
Войти как пользователь
Не используйте этот способ авторизации, если у вас уже есть учетная запись (логин и пароль). Предварительно объедените свой существующий аккаунт с профилями этих сервисов:

Взгляд из леса

  • Архив

    «   Июнь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Ёлка нашего двора

Не так давно СМИ и сети обсуждали историю из Тюменской области, когда, судя по цитате с сайта прокуратуры "у жительницы райцентра Ярково 86-летней Анны Фольц 1 декабря в палисаднике дома была спилена полувековая ель и установлена на площади возле Центрального дома культуры в честь Нового года". Всё закончилось увольнением чиновника администрации.

Показательная история. Но, кто бы мог подумать, что очень похожее случилось у нас в Ликино-Дулёве.

Начался декабрь, и вдруг появилась информация, что в Ликино-Дулёве с улицы Текстильщиков исчезла красавица-ёлка. Прямо от дверей городской администрации.

84c115ffb786c107645ccc685080f1d6.jpg
Вот так эта ель выглядела

fbe614741cdeb9b190721399f98764c1.JPG
А вот тут можно разглядеть только пенёк

Зачем потребовалось убирать ель, куда она делась? Очень быстро мы нашили ответ на последний вопрос - ёлку установили в парке микрорайона Дулёво в качестве новогоднего украшения. "Теперь она нарядная на праздник к нам пришла". Сам факт дальнейшего использования дерева отметает предположения о болезнях или вредителях. Да и пенёк выглядит вполне здоровым, убедиться может каждый:

e0e99cb0954713593d532927dda7fc86.JPG
На пне отсутствуют следы стволовых гнилей. Росла бы и росла.

В социальных сетях началось бурление. Выяснилось, что жертвой злодеев стала ещё одна ель, произраставшая перед проходной бывшей Ликинской прядильно-ткацкой фабрики. На фото, размещённом в орехово-зуевской группе видно, что в операции использовалась автовышка городской администрации.


40580d783c86a4a604e738df907d89a8.jpg  1ddf45a2ee7e04ce21de31f6dd6187a1.JPG
Одна и та же машина использовалась при рубке и для украшения

Хочется отметить, что ель колючая сизой (голубой) формы - растение для наших краёв экзотическое. Родина этого вида Северная Америка. На новогодние праздники рубить такие деревья - что-то уж совсем из ряда вон выходящее. Не могу повторять всё то, что пишут люди в комментариях и высказывают лично. Нет вопросов и в том, кто является адресатом всех высказываний.

В Тюменской области ёлку украли у жительницы города. В нашем случае красивые здоровья украли у всего города.

Чем и о чём думали те, кто принимал решение о рубке дерева? Что сэкономят какое-то количество рублей на закупке новогодних деревьев? Может обошлись бы вообще без ёлки в пустом (куда оттуда исчезли деревья - другая, не менее грустная история) парке? Спросили бы жителей.

Думали эти граждане, как дальше будут жить и работать, когда закончатся все ёлки? Каково это вообще ходить по тем улицам, с которых ты украл деревья?

Планируется ли возместить удалённые деревья новыми посадками?

У меня много вопросов, ответы на которые я не могу найти в одиночку. Поэтому обратился за помощью к Рамису Хайдаровичу Сапарову, нашему городскому прокурору. Желающие позадавать вопросы могут подключиться к процессу. По мере появления ответов буду делиться.

Что мы праздновали 4 ноября?

Сегодня многие (надеюсь) ломают голову над отмечаемым государственным праздником. Официальная версия рассказывает нам о значимом историческом событии, произошедшем именно в этот день в 1612 году. Однако исторические документы ничего про 4 ноября нам не рассказывают. Любимая многими Википедия и то в качестве даты подписания интервентами капитуляции приводит 5 ноября. В общем, как и всегда, читаем первоисточники.

Желающим начать погружение в тему Смутного времени представляю статью Владислава Назарова «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года?». Исследователь, восстанавливая исторический контекст того времени и традицию церковно-народной хронологии, с поправкой на смену календарей, приходит к парадоксальным выводам об ошибочном установлении даты 4 ноября 1612 года как «окончания Смуты». Статья опубликована в журнале «Отечественные записки» (2004. № 5).

По официальной версии -- День народного единства. По замыслу тех, кто готовил и принимал поправки к Кодексу законов о труде (речь идет о перечне праздничных и нерабочих дней), -- «годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени в 1612 г.». Если порыться в учебниках (школьных и вузовских, недавних и «пенсионного возраста»), то мы не найдем в них подобной характеристики событий этого дня. Из каких же источников черпали сведения наши законодатели? Отыскать их довольно просто. Заглянем в православные справочные издания и календари. В статье об иконе Казанской Божией Матери православного энциклопедического словаря начала ХХ века сообщается: «В 1612 г. установлено празднование этой иконе и назначено на 22 октября, то есть на день избавления русских от поляков»[1]. Современные православные календари дают под 22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому немаловажные уточнения: «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)». Таким образом, ничего не говорится о том, когда было принято решение об учреждении этого праздника. К тому же подчеркнуто символическое значение даты: «в память избавления…». Традиционные представления верующих, однако, требуют внимательного изучения. В основании традиции, освященной веками, вовсе не обязательно лежат именно те события, к которым ее возводят. И, конечно, нельзя безоглядно доверять связанным с нею историческим оценкам.

Между тем в дни публичного обсуждения поправок к перечню государственных праздников я, профессиональный историк, узнал немало «нового», порой даже сенсационного. К примеру, один из депутатов Государственной думы в дискуссии на радио «Эхо Москвы» назвал день Казанской Божией Матери третьим по значимости памятным днем в годовом цикле православной церкви -- после Рождества Христова и Пасхи. Но как же быть тогда с остальными «двунадесятыми» и «великими» праздниками? Как быть с почитанием чудотворных икон: Владимирской Божией Матери, Смоленской Одигитрии, Тихвинской? Изречь такое можно либо по незнанию предмета, либо в неукротимом желании обосновать плохо доказуемое.

Как бы то ни было, остается открытым главный вопрос: действительно ли 4 ноября 1612 года была освобождена Москва и закончилось Смутное время?
Исторический контекст

Для ответа на поставленный вопрос необходимы некоторые существенные уточнения.

Смутой современники назвали тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия XVII века. Нынешние историки практически единодушны в своих оценках: это была первая в истории России гражданская война, осложненная поначалу скрытой, а затем открытой интервенцией со стороны Польско-Литовского государства и Швеции. Небывалый социальный катаклизм был порожден системным кризисом, поразившим в конце XVI -- начале XVII века все сферы жизни общества и государства. Можно ли вообразить, что процессы такого масштаба, такой глубины и остроты прекратились в одночасье, завершившись событиями одного дня?

И еще: в приведенных выше цитатах Москву, да и всю Россию «освобождают от поляков». Такое именование интервентов едва ли приемлемо. Оно отсылает к известным наслоениям в польско-русских отношениях, омраченных многовековой взаимной враждебностью. И, что еще более важно, не соответствует реалиям 1611-1612 годов. Московский гарнизон Речи Посполитой (т. е. Польского королевства и Великого княжества Литовского, объединенных унией) был пестрым по этническому составу, и поляки в нем, скорей всего, не преобладали. Среди шляхтичей и солдат было много литовцев, были украинцы и «русские», жившие на территории современной Белоруссии, наемники из Западной и Центральной Европы -- немцы, французы и т. п.

Когда же и каким образом это войско оказалось в столице Российского государства? Интересующие нас события берут начало в 1603 году. Тогда в имении князя А. Вишневецкого объявился самозванец, выдававший себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. По инициативе нескольких магнатов, особенно Ю. Мнишека, польский король Сигизмунд III оказал ему негласную материальную и политическую поддержку. Затея осталась частным делом покровителей Лжедмитрия I, собравших для него летом -- осенью 1604 года небольшое наемное войско. Бесперспективная, казалось бы, авантюра имела успех. Его обеспечила, однако, не помощь короля, а мощные антигодуновские выступления населения юга России. Имя «царевича» или «царя Дмитрия» на многие годы стало знаменем антиправительственных восстаний.

Самозванец был убит в мае 1606 года, когда москвичи ополчились против знатных особ и шляхтичей, прибывших из Речи Посполитой на свадьбу «царя Дмитрия Ивановича» и Марины Мнишек. Большинство этих иноземцев, а заодно и официальных послов Польско-Литовского государства новый царь Василий Шуйский отправил в ссылку. Так и участники похода Самозванца, и гости, приглашенные им в столицу, на собственном опыте узнали, насколько глубок кризис, переживаемый Россией.

Вмешательство внешних сил в русские междоусобья стало особенно заметным к началу 1608 года. Еще летом 1607 года на Северщине объявился Лжедмитрий II. Это произошло в последние месяцы мощного восстания Болотникова, для подавления которого Шуйскому пришлось мобилизовать все материальные и военные ресурсы. Под знаменами «чудесно спасенного царя Дмитрия Ивановича» собрались бывшие болотниковцы, русские и украинские казаки, а главное -- многочисленные отряды промышлявших войной шляхтичей, участников недавно разгромленного Сигизмундом III «рокоша» (мятежа). В армии второго самозванца знатные персоны, рядовые шляхтичи, солдаты из рокошан преобладали, их предводители заняли главные позиции. Начальный успех был на его стороне, сил для отражения нового похода у Шуйского не хватало. Летом 1608 года Войска Лжедмитрия II осадили столицу, устроив главный лагерь в подмосковном Тушине. К концу осени едва ли не большая часть страны оказалась во власти тушинцев.

Вскоре дворяне, купцы, податной люд в полной мере ощутили тяжесть реквизиций, производимых новой властью. Уже в первые месяцы 1609 года от тушинцев отпадают многие северные и верхневолжские города и уезды. Там создаются местные ополчения, не имеющие, однако, единого командования и стержня. Таким стержнем стала армия во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским, формировавшаяся в Новгороде. В нее вошли отряды стрельцов, дворян из Новгорода и соседних областей, и -- что очень важно -- корпус наемников, предоставленный Швецией по февральскому договору 1609 года в обмен на территориальные уступки со стороны России. Именно эта армия к весне 1610 года очистила от тушинцев север и центр страны.

Еще раньше, осенью 1609 года, началась открытая интервенция Речи Посполитой. Предлогом для нее Сигизмунд посчитал русско-шведский договор. На самом же деле король спешил воспользоваться военной и политической слабостью России. Рассчитывал он и на поддержку польско-литовских отрядов из Тушина. Хотя Сигизмунд не получил одобрения сейма, он во главе большой армии вторгся в пределы России и осадил Смоленск. К маю 1610 года в стране было три политических центра: Лжедмитрий II с частью тушинских отрядов в Калуге, Сигизмунд III под Смоленском и В. Шуйский в Москве. Ситуация решительно изменилась 24 июня, когда правительственная армия под водительством бездарного Дмитрия Шуйского (младшего брата царя) потерпела полное поражение от наспех собранного походного корпуса гетмана Жолкевского. Мятеж москвичей, возмущение дворян, бежавших в столицу из разбитой рати, заговор бояр привели в конечном счете к тому, что в середине июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут. К Москве устремились отряды Самозванца из Калуги и корпус Жолкевского из-под Можайска. Перед Боярской думой -- а именно она стала временной верховной властью -- встал выбор. Колебались бояре недолго: 17 августа по старому стилю они подписали договор с гетманом. Московским царем становился королевич Владислав -- при условии его перехода в православие и сохранения российского государственно-политического устройства. В сентябре для разрешения ряда спорных вопросов к королю под Смоленск было отправлено «великое посольство», состоявшее из представителей всех ведущих сословий во главе с ростовским митрополитом Филаретом (в миру Ф. Н. Романов) и князем В. В. Голицыным.

В ночь на 21 сентября в столицу под ложным предлогом защиты от Тушинского вора (он давно уже вернулся в Калугу) вошли войска Речи Посполитой. Вскоре выяснилось, что Сигизмунд видит на московском троне себя, а не сына; что августовский договор его не устраивает; что реальные переговоры с «великим посольством» ему не нужны (кстати, оно вскоре распалось, а главные послы были пленены королем и несколько лет провели в заточении); что он не собирается прекращать военных действий под Смоленском. Управление страной и Москвой сосредоточилось в руках командования введенного гарнизона и немногочисленных королевских сторонников среди русских (Салтыков, Андронов и некоторые дьяки). Боярская дума превратилась в ширму. Не позднее октября-ноября 1610 года режим приобрел чисто оккупационный характер. Вся артиллерийская обслуга, все караулы на башнях, стенах и у ворот Кремля, Китай-города и Белого города Москвы формировались только из солдат польско-литовского гарнизона и отрядов европейских наемников. Все арсеналы перешли под контроль интервентов. Стрельцы были выведены из Москвы и разосланы в другие города. Москвичам запрещалось носить оружие и ходить ночью по городу, «порядок» наводили патрули гарнизона. Так армия Речи Посполитой утвердилась в Москве, пытаясь управлять оттуда всей страной. Ответная реакция была неизбежной: в первые же месяцы 1611 года рождается мощное национально-освободительное движение. Отряды ратных людей из разных городов спешат к столице, но не успевают поддержать мартовское восстание москвичей, жестоко подавленное войсками интервентов. Силы Первого ополчения занимают частью сохранившиеся укрепления Белого города и окружают польско-литовский гарнизон в Китай-городе и Кремле[2].

С весны 1611 года военные действия под Москвой свелись к блокаде города. У ополченцев не хватало сил для штурма мощных московских укреплений, поэтому ставка делалась на полное истощение ресурсов польско-литовских войск в Москве, которые с июня 1611 года испытывали постоянную нужду в провианте и боеприпасах. Смоленск пал летом 1611 года, но у Сигизмунда не было ни финансовых, ни военных возможностей для реализации завоевательных планов, а оппозиция его «московской» политике постоянно усиливалась. Двум корпусам интервентов, действовавшим в России, до весны 1612 года с огромным трудом удавалось обеспечивать столичный гарнизон необходимым. К лету же положение гарнизона стало критическим.

Дело в том, что к этому времени Второе (земское) ополчение, сформированное осенью 1611 года в Нижнем Новгороде князем Д. М. Пожарским и посадским старостой К. Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства. Правда, Первое ополчение из-за разногласий между его руководителями теряло силу (отряды Заруцкого вообще ушли из лагеря), и казалось, что корпус гетмана Ходкевича, спешивший с обозами на подмогу осажденным, успешно выполнит свою миссию. Однако 20 августа, опередив Ходкевича на сутки, к Москве подошли основные силы Пожарского. Тяжелейшее сражение длилось три дня, с 22 по 24 августа (по старому стилю), причем в решающий момент воины обоих ополчений бились вместе. Победа была на стороне россиян: Ходкевич, понеся весьма чувствительные потери, вынужден был поспешно отступить. Большая часть его обоза с провиантом досталась русским ополченцам. А главное, польско-литовский гарнизон в Москве не получил ни продовольствия, ни боеприпасов. Именно это ожесточенное сражение, по единодушному мнению специалистов, стало решающим в кампании 1612 года. Судьба интервентов в Москве была предрешена, лишь время и погода определили дату капитуляции[3].

Переговоры о ней постоянно возобновлялись. Шли они и 22 октября (по старому стилю), когда один из отрядов ополченцев попытался ворваться в Китай-город. После непродолжительного боя (скорее, серии небольших столкновений) ополченцы заняли вторую по значимости часть укреплений российской столицы. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Был ли этот эпизод решающим в военном отношении событием в ходе освобождения Москвы, ее «очищения», как говорили современники Смуты? Предопределил ли он «окончание Смутного времени в 1612 г.»? Очевидно, нет. Взятие Китай-города 22 октября приблизило и то, и другое, но вовсе не этот штурм был кульминацией освободительного движения.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался: один из полков вышел в таборы Трубецкого (вопреки условиям капитуляции казаки убили большинство солдат), другой -- в лагерь Пожарского.

Подчеркнем: именно освобождение Кремля стало для русских знаковым событием. Ведь в Кремле находилась резиденция московских государей, там заседала Дума и размещались приказы, там расположен кафедральный Успенский собор Московской патриархии, где хранилась тогда главная святыня страны -- икона Владимирской Божией Матери. Московский Кремль -- материализованный символ верховной светской и духовной власти, олицетворение суверенной государственности тогдашней России. Потому-то ополченцы и москвичи восприняли именно «очищение» Кремля как освобождение столицы и страны -- и отпраздновали его 1(11) ноября крестным ходом из Успенского собора с иконой Богоматери Владимирской.

Закончилась ли на этом Смута? Отнюдь нет. И дело, на наш взгляд, даже не в том, что Земский собор избрал новым царем Михаила Романова только в конце февраля 1613 года. Ряд специалистов маркируют окончание Смуты именно этим фактом, но нам представляется более правильной иная точка зрения.

Завершилась ли вооруженная борьба разных сословий российского общества в 1613 году? Конечно же, нет. В 1612-1614 годах юг и юго-восток страны охватило движение Ивана Заруцкого. В 1614-1615 годах в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, которые едва не захватили Москву. «Великое казачье войско» еще в 1616-1618 годах появлялось в разных регионах под антиправительственными лозунгами. Разоренная до предела страна продолжала воевать со Швецией, оккупировавшей летом 1611 года Новгородскую землю, и с Речью Посполитой. Столбовский мир со Швецией, обусловленный территориальными утратами и выплатой крупной контрибуции, был заключен только в 1617 году. Армия Речи Посполитой продолжала удерживать Смоленск и неоднократно предпринимала попытки вернуть утраченные позиции в центре страны. Только в декабре 1618 года, после похода армии королевича Владислава и осады Москвы, стороны подписали Деулинское перемирие сроком на 14 с половиной лет. Условия его были крайне тяжелыми для Российского государства: Россия отдавала Речи Посполитой Смоленскую (без Вязьмы) и Чернигово-Северскую земли, около тридцати городов, а Владислав, в соответствии с августовским договором 1610 года, не отказывался от претензий на московский престол. Такую цену пришлось заплатить за долгую «войну всех против всех» внутри страны.

Но вернемся в 1612 год. Действительно, в самом конце сентября оба ополчения организационно объединились, создав общее правительство. Но означает ли это, что в боях 22 октября проявилось «народное единство»? Вовсе нет. В соединенной рати отсутствовали отряды из целого ряда городов и уездов страны. По словам руководителей ополчения, «Казанское и Астараханское царства, Северские городы» не признавали их власти. Мы не говорим уже о тех районах, где в конце 1612-го -- начале 1613 года разворачивалось движение Заруцкого, а также о новгородских землях, оккупированных летом 1611 года Швецией, и Смоленщине, захваченной Сигизмундом. И еще: в ополчении Пожарского было всего лишь 20 татарских князей и мурз, остававшихся с ним до конца кампании. Между тем военный контингент служилых татар, черемис (марийцев), чувашей только из уездов Казанского края исчислялся тысячами[4]. Области, не примкнувшие к объединенному ополчению, вовсе не были противниками его руководителей, но говорить о том, что в событиях 22 октября было продемонстрировано «единство» российских ратников разной этнической принадлежности и различных вероисповеданий, никак не приходится.

Сказанное, конечно, не отменяет давно сформулированную наукой оценку Земского ополчения. Без сомнения, в своих лозунгах, действиях и целях оно выражало волю и желания большей части россиян, -- особенно после того, как соединилось с остававшимися под Москвой отрядами Первого ополчения. Однако «народное единство» рождалось и кристаллизовалось в муках и противоречиях на протяжении длительного периода -- 1610-1618 годов. Вообще такое явление социально-политической и духовной жизни, как единство народа, нельзя представлять себе раз и навсегда достигнутым, а затем застывшим в своем содержании феноменом. Его жесткая «привязка» к принятой дате -- насилие над реальными фактами истории. Мы убеждены, что не слишком значимые события 22 октября (1 ноября) 1612 года не оправдывают наделения этой даты столь высоким смыслом.

Церковно-народная хронология

Но все же: почему по традиции, восходящей к XVII веку, с этим днем связывается «очищение» Москвы и заступничество Богородицы за русских людей?

Впервые о чуде в ночь на 22 октября (по старому стилю) поведал в своем «Сказании о Смуте» Авраамий Палицын. Келарь Троице-Сергиева монастыря, в 1608-1613 годах он был заметной фигурой, так что знал многое и многих. Чудо было явлено Арсению Елассонскому. Этот греческий иерарх с разрешения царя обосновался в России в 1589 году, в конце же века получил титульный сан Архангельского архиепископа (по одноименному кремлевскому собору, усыпальнице московских Рюриковичей). Так он волею судеб превратился в «кремлевского долгожителя». Понятно, что интервенты полностью опустошили его резиденцию и погреба. Длительный голод, болезнь и преклонный возраст до крайности ослабили владыку. Арсений уже прошептал себе отходную… Но вдруг архиепископ и его келейник услышали, как кто-то прочел за дверями кельи молитву. У Арсения едва хватило сил ответить «Аминь». Явившийся в келье старец, в котором оба узнали Сергия Радонежского, предрек «предание» Китай-города «в руки христиан заутра» и скорое «извержение врагов из града», т. е. Кремля. На следующий день, 22 октября, по словам Авраамия, все произошло так, как было предсказано, а вскоре и Кремль был «очищен»[5].

Легко заметить, что явление Сергия Радонежского Арсению содержательно не связано с Казанской иконой. В рассказе о чуде Авраамий называет заступниками перед Богом и покровителями русских людей Богородицу, московских святителей (митрополитов Петра, Алексея и Иону) и самого Сергия. Не приходится сомневаться в широком бытовании его рассказа: «Сказание» Авраамия Палицына было едва ли не самым читаемым сочинением о Смуте; количество только уцелевших его списков огромно. Несомненно, сам Арсений способствовал «тиражированию» истории своего «видения». А после того как текст об этом чуде был включен в печатные Прологи (в изданиях 1641-го, 1643-го и других годов), о нем узнали повсеместно[6]. Так через богослужебную практику на века закрепилась в годовом цикле праздников связь дня 22 октября по юлианскому календарю с памятью об «избавлении русских от поляков».

Когда и как это празднование соединилось с «осенней Казанской» (вспомним, что в 1612 году по освобождении Москвы был совершен крестный ход с иконой Владимирской Богоматери)? Ответ, как всегда, надо искать в источниках. Их два: Новый летописец, самое обширное повествование о событиях в России конца XVI -- первой трети XVII века[7], и так называемые ладанные книги, фиксировавшие выдачу ладана в храмы Москвы и других городов из патриарших учреждений. Внимательное изучение ладанных книг позволяет очень многое уточнить в фактической истории почитания этого образа, явленного, по преданию, в Казани девочке Матроне 8 июля 1579 года[8].

Автор Нового летописца говорит о Казанской иконе дважды. Впервые -- в главке «О приходе Пречистые Богородицы Казанские и о разорении монастырям», где речь идет о событиях лета 1611 года. Сообщается, что в лагерь Первого ополчения был принесен из Казани неким протопопом список (копия) чудотворного образа и что во время встречи иконы казаки вели себя непотребно: они даже не спешились перед образом и угрожали смертью дворянам. Затем повествуется о взятии ополченцами Новодевичьего монастыря под Москвой и о выводе всех монахинь во Владимир. Но нет сведений ни о последующей судьбе этого списка, ни о его чудотворениях.

Более обширный текст помещен среди статей лета -- осени 1613 года. Это сюжетно выстроенный рассказ о событиях 1611-1624 годов, составленный, скорее всего, как и памятник в целом, около 1630 года. Из него видно, что икона оставалась в таборах Первого ополчения до зимы 1611/1612 годов, а затем тот же протопоп перенес ее в Ярославль, куда в конце марта 1612 года привел свою рать Д. М. Пожарский. Именно тогда в умах руководителей Земского ополчения возникла мысль о ее «помощи» при взятии Новодевичьей обители под Москвой. С побывавшей уже под Москвой иконы (напомним, что она сама была копией Казанского подлинника) был сделан список, который, «украсив», отправили в Казань. Согласно «Летописцу», почитание образа ополченцами началось в Ярославле. Икона стала палладиумом рати, она сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многия чудеса» «в етманской же бой и въ Московское взятье». После освобождения Кремля князь Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, «въ своемъ приходе», и, по-видимому, летом 1613 года сообщил о чудотворениях от иконы царю Михаилу и его матери. Те «повелеша празновати дважды въ годъ и ходъ уставиша со кресты» 8 июля и 22 октября («како очистися Московское государство»). В 1624-1625 годах по распоряжению царя Михаила и отца его, патриарха Филарета, князь Пожарский «украси многою утварию» икону «по обету своему»[9].

Первое, что бросается в глаза, -- это отсутствие отдельных рассказов о чудотворениях от иконы: чудеса упомянуты в самом общем виде. Второе -- особая роль князя Пожарского в почитании Казанской иконы, которая сопровождала его при освобождении Москвы. Он помещает ее в своей церкви, сообщает царю о чудесах, а через 11 лет (!) украшает ее по своему обету. С уверенностью можно предположить, что эта главка летописца записана со слов самого Дмитрия Михайловича. Носило ли распоряжение царя о днях и о порядке празднования иконе общегосударственный характер? Почти наверняка -- нет. Об этом нигде не упоминают документальные источники, все сочинения о Смутном времени согласно молчат об иконе Казанской Богоматери. К примеру, в детальном рассказе Палицына об осаде и взятии Новодевичьего монастыря, да и во всей его «Истории», нет ни слова об образе. Иначе говоря, вряд ли можно сомневаться в том, что почитание «ополченской» иконы Казанской Богоматери в 1610-1620-е годы было местным и ограничивалось в Москве приходом храма Введения Богородицы на Сретенке. Правда, некоторые следы ее культа в начале 1620-х годов заметны в Нижегородском крае[10].

Ладанные книги подтверждают и уточняют эти наблюдения. Впервые ладан в церковь на Сретенке поступил 22 октября 1613 года. Но только с лета 1619 года выдача ладана сопровождается указанием на «празднование», а в 1620 году образ в первый раз назван чудотворным. Напомним, что в июне 1619 года в Москву из плена вернулся Филарет, сразу избранный патриархом. Его острая неприязнь к католичеству и Речи Посполитой была усугублена восемью с лишним годами пленения, так что эти новации вполне естественны для его церковной политики. Но других перемен пока не было видно. Устройство придела в храме на Сретенке в 1624 году (обстоятельство, также отраженное в ладанных книгах), конечно же, прямо связано с обетным украшением образа князем Пожарским и было осуществлено скорее всего на его средства[11].

Ситуация кардинально изменилась к концу 1620-х -- началу 1630-х годов. В апреле 1632 года в Москве побывала старица Мавра, которой в 1579 году, когда она еще звалась Матроной, явилась икона. В октябре 1632 года «осенняя Казанская» праздновалась в церкви Введения Богородицы «златоверхия», находившейся поблизости от подворья Романовых на Варварке. В ту же осень был спешно построен особый храм для иконы, и 17 декабря состоялось его освящение. Эта деревянная церковь Богородицы Казанской «в Китае-городе у стены», предшественница каменной, сразу получила соборный статус (ладан ей выдавался в ту же меру, как собору Александра Невского). Возведение каменного собора завершилось в сентябре 1636 года. Таким образом, «ополченская» Казанская, совершив «шествие» по храмам столицы, обретает отдельный, посвященный ей храм. Происходит это явно по инициативе «великих государей» (царя Михаила и патриарха Филарета): собор строился на царские деньги. Так почитание иконы приобретает государственный характер.

Побудительные мотивы понятны. В августе 1632 года началась война с Речью Посполитой. Казанская Одигитрия, т. е. Путеводительница, должна была «привести» русские войска к победе в начавшейся войне с Речью Посполитой, к возвращению отторгнутых земель. Увы: 1 октября (по старому стилю) 1633 года умер Филарет; плохо подготовленная, начатая с большим промедлением война кончилась полным поражением в 1634 году. Но на почитании Казанской Богоматери все это не сказалось. Еще более утвердилось оно с рождением у девятнадцатилетнего царя Алексея Михайловича в ночь на 22 октября 1648 года первенца, царевича Дмитрия. Это событие было воспринято как знак особого покровительства Царицы Небесной царской семье, явленного через Казанский ее образ. Собор получил большие вклады, а в ноябре 1649 года в Коломенском, любимой резиденции царя Алексея под Москвой, освятили храм Казанской Богоматери с двумя приделами (Аверкия Иерапольского и, естественно, Дмитрия Солунского). Окружной грамотой от 29 сентября 1649 года устанавливалось повсеместное празднование иконы Казанской Богоматери: «во всех городех, по вся годы». При этом упоминались два события: «очищение» Московского государства «от литовских людей» и рождение наследника[12]. Так установилось общегосударственное празднование «осенней Казанской» 22 октября, так оформилась связь этого праздника с памятью об освобождении столицы и всей страны от интервентов. Даже ранняя смерть царевича, который не прожил и двух лет, ничего не изменила: почитание Казанской Богоматери укреплялось и ширилось.

Что же касается соединения (контаминации) чудесного явления Сергия Радонежского и чудотворений Казанского образа в дни сражений за Москву, то оно объясняется обычным для того времени представлением об особенном покровительстве Богородицы Русской земле. По мысли современников 22 октября 1612 года ее покровительство было им явлено благодаря ее Казанскому образу: ведь именно эта икона была при земском ополчении в тот день. Но действительно ли, как полагают наши законодатели,  ополченцы взяли Китай-город 4 ноября по новому стилю?

«Все врут календари»?

Эта бессмертная сентенция все же не подрывает доверия к главному, пусть и незатейливому, назначению календарей -- последовательно вести счет дней, недель, месяцев. Но в нашем случае ошиблись не календари.

Русские источники, как документальные, так и нарративные, не расходятся в датировке взятия Китай-города, хотя по-разному обозначают дату: иногда называют месяц и день, иногда -- только день недели или день памяти святого равноапостольного Аверкия. Но речь в них всегда идет о четверге 22 октября 1612 года[13]. Причем по юлианскому календарю: именно по нему жила Россия до февраля 1918 года. Католические же, а затем и протестантские страны Европы с конца XVI века или позднее перешли на другой календарь: булла папы Григория XIII предписывала считать следующим после 4 октября 1582 года днем 15-е, а не 5 октября. Именно поэтому в дневнике одного из осажденных о боях, приведших к сдаче Китай-города, рассказывается в записи под 1 ноября.

Итак, современники интересующего нас события датировали его 22 октября и 1 ноября -- соответственно по юлианскому и григорианскому календарю. Совершенно правильно, можно даже сказать, вполне законно: в конце XVI и на протяжении всего XVII столетия разница между юлианским и григорианским календарями составляла 10 суток. С 1918 года в нашей стране используется григорианский календарь. Так почему же Дума утвердила в качестве праздничного и нерабочего дня четвертое, а не первое ноября? Ответ до смешного прост: потому, что она полностью доверилась православному церковному календарю, в основе которого лежит годовой цикл повторяющихся на протяжении столетий праздников и дней памяти. Нетрудно догадаться, что после февраля 1918 года месяцеслов приобрел современный вид с указанием дат по старому и по новому стилю. Напомним, что переход на григорианский календарь был сделан с учетом накопившейся к XX веку разницы: в прошлом столетии (как, впрочем, и в нынешнем) она равнялась 13 суткам. Русская церковь отмечала празднование «осенней Казанской» 22 октября по юлианскому календарю и в XVII, и в XVIII, и в XIX столетиях. Когда понадобилось привести параллельные даты, то осенний праздник Казанской иконе Божией Матери оказался (опять же, вполне законно) сдвинутым на 4 ноября. Такие календарные подвижки неизбежны, пока Русская православная церковь следует в своей внутренней жизни юлианскому календарю. В XXII столетии, к примеру, «осенняя Казанская» переместится уже на 5 ноября по новому стилю. Сближаясь, между прочим, с отмененным праздничным днем 7 ноября.

Подчеркнем, что 22 октября (4 ноября) православные христиане празднуют не годовщину взятия ополченцами московского Китай-города -- события однократного, не повторяющегося ежегодно, а чудотворения иконы Казанской Божией Матери, их символическую связь с освобождением Москвы и всей страны от интервентов. Связь, закрепившуюся, как мы видели, в сознании русских людей к середине XVII века значительно позднее интересующего нас события и самого окончания Смуты. Так что с точки зрения людей церкви и воцерковленных православных тут нет хронологической ошибки.

Но почему законодатели государства, по Конституции отделенного от церкви, утвердили, придав ему светскую словесную обертку, церковный по сути праздник? Или мы что-то упустили? Может быть, в 1612 году что-то важное случилось именно 4 ноября по новому стилю, или 25 октября по юлианскому календарю? Нет, русские повествования и документальные материалы дружно молчат об этом дне. В источниках противной стороны под 4 ноября есть краткая запись о незначительной попытке штурма Кремля, отбитой польским гарнизоном. Доверимся этому сообщению, хотя оно и вызывает некоторые сомнения. Все равно никаких других свидетельств о воскресном дне 25 октября (4 ноября) 1612 года современники не оставили. Такая вот незадача! Получается, строго говоря, что 4 ноября 2005 года мы будем праздновать годовщину 4 ноября 1612 года, дня, когда ни одного сколько-нибудь заметного события, связанного с «освобождением Москвы от польских интервентов» или с «окончанием Смутного времени», не произошло. Быть может, в этом и заключался подспудный замысел думских проектантов? Быть может, учитывая современные реалии, они здраво решили, что отсутствие сколь-нибудь значимых событий и есть высшее проявление «народного единства»?

Если же не принимать во внимание ошибку в календарных расчетах, то оказывается, что смысл и значение праздника, утвержденного в прошлом году Думой, определяется, как это ни парадоксально, религиозными и мифологическими представлениями людей XVII века, наложившими отпечаток на их восприятие событий Смутного времени и исторического процесса в целом. Немалую роль играли здесь и политическая конъюнктура 1610-1640-х годов, личные воззрения князя Пожарского, особенности семейного молитвенного культа, «государственные взгляды» первых Романовых. Изучать, знать и понимать движения ума и сердца предков -- дело почтенное и нужное. Однако вовсе не обязательно некритически следовать их мнениям и оценкам.

Так или иначе, законодатели поставили нас в трудное положение. Как без натяжек и вранья объяснить школьникам, студентам, всем, кто неравнодушен к российской истории, что же за акт народного единения свершился в 1612 году (то ли в первый, то ли в четвертый день ноября по новому стилю) и почему после «окончания Смуты» русские люди еще целых шесть лет продолжали сражаться друг с другом и воевать с захватчиками?

[1] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Лондон, 1971. Стб. 1143 (репринтное воспроизведение изд. П. П. Сойкина).

[2] За последние 50-60 лет опубликовано множество книг и статей, в которых исследуются разные периоды и отдельные проблемы Смуты. Но единственным общим обзором Смутного времени остается монография С. Ф. Платонова, впервые изданная в конце XIX века. Несмотря на ряд устаревших оценок и фактологическую неполноту, эта работа не утратила научной ценности. См. последнее ее издание в серии «Памятники исторической мысли»: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1995.

[3] Любомиров П. Г. Очерк истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг. М., 1939. С. 70-72, 80-81, 95-96, 147-158; Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955. С. 228; Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 35 и далее.

[4] Станиславский А. Л. Указ. соч. С. 52-151 и далее; Корецкий В. И., Лукичев М. П., Станиславский А. Л. Документы о национально-освободительной борьбе в России в 1612-1613 гг. // Лукичев М. П. Боярские книги XVII века / Труды по истории и источниковедению. М., 2004. С. 198-211.

[5] Сказание Авраамия Палицына. С. 227-228; Зилитинкевич В. С. Арсений Елассонский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 108-110.

[6] Солодкин Я. Г. Авраамий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 38; архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. III. С. 435-437 (репринтное воспроизведение изд.: М., 1901).

[7] Полное собрание русских летописей. М., 2000 (репринтное воспроизведение издания 1910 г.). Т. XIV; (далее ПСРЛ).

[8] Мы опираемся на прекрасное исследование Г. А. Павловича, расходясь, правда, с ним в ряде выводов. См.: Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995.

[9] ПСРЛ. Т. XIV. C. 113, 132-133.

[10] Сказание Авраамия Палицына. С. 216-217; Павлович Г. А. Указ. соч. С. 227-228.

[11] Павлович Г. А. Указ. соч. С. 235, 236.

[12] Там же. С. 229-231, 237-240 (ладан в храм на Сретенке выдавался вплоть до октября 1636 года); Акты Археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. IV. С. 61.

[13] Любомиров П. Г. Указ. соч. С. 154-155; Сказание Авраамия Палицына. С. 228.

Лесничество приглашает граждан стать общественными инспекторами

Орехово-Зуевский филиал ГКУ МО "Мособллес" приглашает граждан, заинтересованных оказать помощь в охране лесов от различных нарушений лесного законодательства, войти в число общественных лесных инспекторов.

Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 27 января 2016 года № 27П-46 утверждено Положение об общественных лесных инспекторах (см. ниже), которое определяет порядок приёма граждан и обозначает основные направления деятельности общественников.
Все вопросы можно задать, обратившись в Орехово-Зуевское лесничество по телефону 412-24-55.
 

Читать подробнее...

Грибная охота без проблем

Приближается осенний сезон сбора грибов. Надеюсь, он будет урожайным. К сожалению, у экстренных служб он связан с  поисками потерявшихся в лесу людей. Только за это лето в Орехово-Зуевском районе лесничие и спасатели вывели из леса четырнадцать человек. К счастью, обошлось без жертв.

c7f90977705c03c2f45044d0b98095df.jpg

Даже в густонаселённой Московской области потеря ориентации в лесу может окончиться очень печально, особенно, если человек блуждает в одиночку.

Дабы не испортить себе и близким поход за дарами природы, Орехово-Зуевское лесничество просит соблюдать простые правила.

Перед походом в лес обязательно предупредите об этом друзей и родных, договоритесь, на сколько и по какому маршруту вы уходите в лес и что вы с ними свяжетесь, как только вернетесь домой.

Старайтесь ходить в компании с кем-либо, даже если уверены, что знаете лес как свои пять пальцев.

Не поленитесь в каждый поход в лес брать с собой нож, спички, фонарик, компас, карандаш, бумагу, перевязочные средства, свисток и запас воды. Сложите все необходимое в рюкзак. Даже если стоит солнечная погода, обязательно берите с собой дождевик. В экстренной ситуации он заменит палатку.

Не ходите в лес не взяв с собой элементарный медицинский набор: бинты, эластичную повязку, жгут, вату, антисептик, йод, валидол и т. д. Всё это весит не более 100-200 гр. Пара шоколадных батончиков также будут нелишними – в критической ситуации они способны существенно поддержать ваши силы.

Обязательно возьмите с собой заряженный мобильный телефон. В телефонной книге аппарата должен быть номер лесничего (телефон конторы Орехово-Зуевского лесничества – 412-24-55), который, в случае чего, поможет сориентироваться и выбраться к жилью. В экстренной ситуации можно воспользоваться телефоном 112.

Дозвонившись, не паникуйте, следуйте указаниям и экономьте заряд батареи. Не нужно обзванивать подряд всех знакомых и родственников, иначе в ответственный момент вы просто останетесь без связи.

Если по какой-то причине связь отсутствует, то необходимо предпринять меры к самоспасению. Выйдя на лесную дорогу, двигайтесь по ней, не сходя в заросли.

Остановитесь и прислушайтесь. В лесу, особенно вечером и ночью, хорошо слышны техногенные звуки. Есть возможность услышать шум автотранспорта и таким образом определить направление к ближайшей автодороге. Особое внимание к речкам, при движении по течению как правило вы выйдете к людям.

Наиболее сложная ситуация, когда теряются пожилые люди и дети. Чтобы этого избежать, обращайте внимание на своих пожилых родных. Подготовьте их к походу в лес. Объясните и потренируйтесь, как пользоваться сотовым телефоном. Закрепите на кнопку ваш номер. На всякий случай приклейте на обратную сторону крышки ваш телефон, телефон лесничего, участкового и службы спасения «112». Договоритесь с родными, что они в обязательном порядке должны звонить вам перед выходом в лес и по возвращению из леса.

Когда речь заходит о детях, то надо понимать, что дети до 10 лет самостоятельно не должны покидать населенный пункт. Объясните ребенку, что он может потеряться. Договоритесь, как он сообщает о своем желании пойти в лес, если он ушел гулять с друзьями. Не допускайте, чтобы дети без сопровождения взрослых уходили в лес. Всегда проверяйте, как дети одеты, заряжены ли их телефоны, помнят ли они как звонить родителям и в службу спасения. От вашего участия в жизни ребенка зависит его жизнь!

Не теряйтесь и не теряйте, берегите лес – он ваш друг!

Лесопожарные учения

16 апреля 2015 года в Орехово-Зуевском лесничестве, около деревни Юркино Орехово-Зуевского района прошли показательные оперативно-тактические учения сил и средств лесного хозяйства Московской области по ликвидации травяных палов и лесных пожаров для представителей средств массовой информации. В учениях были задействованы силы ГКУ МО «Мособллес» и ГАУ МО «Центрлесхоз» - всего более 20 единиц лесопожарной техники, присутствовали руководители лесного хозяйства и глава Орехово-Зуевского муниципального района Б.В. Егоров.


Читать подробнее...

Приглашаю всех принять активное участие в акции "Сажаю лес в память о победе"

Весной 2015 года по всей стране будут проводиться посадки деревьев в память о погибших в Великой Отечественной войне советских людях. 27 миллионов деревьев станут живыми памятниками. Акция "Лес Победы" состоится и у нас.


В рамках "Леса Победы" по инициативе Общественной палаты Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и при поддержке интернет-портала Forest.RU мы решили предложить участникам немного поразмышлять о смысловом наполнении памятных посадок. Очень не хочется, чтобы изобилие официоза превратило хорошую идею в псевдопатриотическое мероприятие вроде повязывания гвардейской ленты на всё и вся.

Участникам акции предлагается подготовить небольшое эссе, в котором ответить на вопросы:
- В память о ком вы посадили бы сегодня дерево?
- Что вы знаете о его/её участии в войне?
- Что для вас значат сегодня события 70-летней давности?

Сроки представления материалов - до 1 мая 2015 года.

Порядок представления работ:


- войти на интернет-сайт www.forest.ru (в случае отсутствия логина и пароля необходимо зарегистрироваться или войти с использованием социальных сетей) и создать свой персональный блог в разделе «Блоги»;
- разместить самостоятельно в своём блоге эссе или сочинение по теме "Сажаю лес в память о победе":
- по возможности текст сопровождается иллюстрациями;
- обязательно указание авторства.
- обязательно указать тег Лес Победы.

Размещение материалов означает согласие авторов на их публикацию на информационных ресурсах и печатных изданиях организаторов с обязательным сохранением авторства.

Лучшие сочинения будут отмечены организаторами.

Просим поддержать акцию по подкормке птиц

15 января 2015 года в лесу Орехово-Зуевского лесничества около Анциферовского родника был дан старт акции школьных лесничеств Подмосковья «День зимующих птиц». Акция была подготовлена Орехово-Зуевским лесничеством при участии Орехово-Зуевского филиала ГАУ МО «Центрлесхоз», Администрации Орехово-Зуевского района, администрациями Давыдовского, Ильинского и Белавинского сельских поселений, при поддержке Комитета лесного хозяйства Московской области и Управления образования Орехово-Зуевского района.



На открытии мероприятия выступил заместитель главы Орехово-Зуевского района Алексей Владимирович Волков, директор-лесничий Орехово-Зуевского лесничества Олег Юрьевич Жигарёв, а также представитель Орехово-Зуевского благочиния протоиерей Александр.

Это особенный день – середина зимы и так повелось, что именно в это время лесные птицы больше всего нуждаются в помощи. Более ста ребята из трех школьных лесничеств «Гуслицы» (МБОУ «Ильинская СОШ»), «Берендеи» (МБОУ «Губинская СОШ») и «Родничок» (МАОУ «Давыдовский лицей») собрались в этот день, чтобы показать свои навыки в изготовлении кормушек для птиц, а заодно и развесить их в лесу, чтобы подкормить лесных «пернатых друзей».



Ребята заблаговременно готовились к празднику, каждый учащийся привез свою кормушку. Были здесь и «Роскошные усадьбы», и современные архитектурные формы, и классические кормушки-домики, и импровизированные кормушки из подручных материалов. Особенно лесничие отметили кормушку из прутиков и хвороста, ее автору потребовалась помощь взрослых, чтобы донести ее до поляны.

– Зимой птицам очень тяжело добывать корм и чтобы все они пережили суровое время, каждый из нас должен сделать хотя бы одно доброе дело и хотя бы раз облегчить птицам поиск пищи, - призвал собравшихся в своём приветственном слове руководитель Орехово-Зуевского лесничества Олег Юрьевич Жигарёв. - И с наступлением весны мы сможем увидеть, как птицы порадуют нас пением в зелёном и здоровом лесу.

На открытии мероприятия юные лесничие представили свое видение процесса кормления птиц в игровых сценках. Многие специалисты лесного хозяйства и учителя были приятно обрадованы, что творческие формы меняются, а суть дела ребята знают и понимают очень хорошо. С энтузиазмом ребята приняли участие в необычной эстафете по сборке кормушек. В этой эстафете участникам акции помогали лесничие. Когда еще одна партия кормушек была готова, все кто был на поляне – лесники, представители администрации, учителя, казаки, жители соседних деревень вместе с юными лесничими пошли в лес развешивать кормушки и засыпать в них семечки, зерна и хлеб. Поползни и синицы, наблюдавшие за происходящим с соседних деревьев, с радостью приняли угощение юных лесничих. За некоторые кормушки развернулось бурное птичье соперничество. А участники акции отправились перекусить вкусной кашей, которую для ребят приготовили орехово-зуевские казаки.



Особую благодарность лесничие выражают учредителям и руководителям ООО «Плит Инвест», ГАУ МО «Центрлесхоз», СПК «Гора», которые помогли с материально-техническим обеспечением акции.

Юные лесничие уехали из леса с подарками, все учащиеся школьных лесничеств и их педагоги получили в подарок книги и комплекты плакатов «Насекомоядные птицы в лесах Подмосковья: привлечение, подкормка и борьба с вредителями», изданные Комитетом лесного хозяйства Подмосковья для школьных лесничеств в рамках Губернаторской программы «Наше Подмосковье».

Надеемся, что инициатива школьников будет подхвачена и в городе Орехово-Зуево и в Орехово-Зуевском районе. Организовать подкормку птиц несложно. Не так важно, какой будет конструкция кормушки. Главное, чтобы в ней каждый день появлялся корм.

Орехово-Зуевские лесоводы подвели итоги года

Конец года - время, традиционное для подведения итогов. Чем заполнился этот непростой 2014 год? В течение всего года мы рассказывали о своей работе и в социальных сетях, и в блогах, и через официальный сайт.

19 декабря в Орехово-Зуевском филиале ГКУ МО «Мособллес» и в администрации района состоялись совещания по подведению итогов 2014 года. Одним из ключевых направлений работы в лесу традиционно является борьба с лесными пожарами. Мы достаточно успешно прошли пожароопасный период. Несмотря на то, что было зафиксировано 70 лесных пожаров, но с ними удавалось оперативно справиться, так средняя площадь одного пожара составила около 0,2 гектара.
 

Читать подробнее...

Итоги премии "Наше Подмосковье"

Опубликованы итоги губернаторской премии "Наше Подмосковье". Организаторы сообщают, что распределение по степеням премии (1-2-3) останется интригой до самой церемонии награждения 27 ноября.


Среди лауреатов и наши земляки.

По г.Орехово-Зуево:

Алексеев Антон Валерьевич - Программа формирования гражданско-патриотического сознания молодёжи городского округа Орехово-Зуево на основе изучения и популяризации культурно-исторических ценностей и традиций русского народа «Воинова застава».

Балашова Мария Сергеевна - Семья начинается с детей

Белолипецкая Елена Александровна - Один в ЖКХ - не воин

Бодров Владимир Анатольевич - Открытый молодежный поэтический конкурс "Новые голоса"

Измайлов Ильдар Рашидович - Сквер "Юбилейный"

Ковалёв Роман Сергеевич - Красивое орехово-Зуево

Михайлов Сергей Александрович - Издание бывшими военнослужащими общественно-политической газеты "Подмосковный рубеж"-путь от социальной адаптации к гражданскому диалогу с властью.

Руфлядко Лидия Сергеевна - Телепрограмма "Пойдем домой"

Щедрина Галина Ивановна - Ликвидация аварийного загрязнения нефтепродуктами грунта по берегам ручья Безымянный с помощью биодеструкторов нового поколения в г.о. Электросталь

По Орехово-Зуевскому району:

Грашина Татьяна Владимировна - Программа «Ровесник-ровеснику»

Козарийчук Марина Сергеевна - Нам года не беда

Першина Елена Николаевна - Культура без границ

Саенко Ирина Владимировна - Интернет-проект «Книга отзывов Восточного Подмосковья»

Солонцова Ольга Геннадьевна - Народный музей «Кудыкинская волость. А.В. Смирновъ.»

Цишковская Людмила Алексеевна
- Город мастеров в Творческой усадьбе "Гуслица"

Будет новый лес

Эстафету "Наш лес. Посади свое дерево" приняли в Орехово-Зуевском районе.

В акции, которая состоялась на территории Давыдовского сельского поселения, приняли участие глава Орехово-Зуевского района Борис Владимирович Егоров, сотрудники районной администрации, администраций городов Орехово-Зуево, Ликино-Дулево, Куровское, администраций сельских поселений, местные жители, студенты техникумов и вузов, учащиеся школ, участники общественного движения "Зеленый патруль Подмосковья", члены школьных лесничеств.


 

Читать подробнее...

В Орехово-Зуеве определили лучшего лесника Подмосковья

В Орехово-Зуевском лесничестве завершился смотр-конкурс на звание «Лесник года», посвященный профессиональному празднику работников лесного хозяйства - «Дню работников леса».

Конкурс проходит впервые, но предполагается, что он станет традиционным ежегодным мероприятием для работников лесного хозяйства Подмосковья. 27 августа 2014 года в борьбе за звание «Лесник года» сошлись лучшие представители лесничеств ГКУ МО «Мособллес» и филиалов ГАУ МО «Центрлесхоз» - всего 30 лучших работников лесного хозяйства Подмосковья.



Читать подробнее...

Впечатления от прошедшего субботника

Впечатления о прошежшем на Исаакиевском субботнике (анонс был раньше) от Антона Федорчука (Вконтакте):

В субботу с друзьями прошлись совместным рейдом с лесничеством по уборке от мусора у Исакиевского озера. Это трындец, Рассея! Презервативы и гигиенические салфетки в укромных местах куда помещается автомобиль в кустики, пивные тары, бутылки, осколки от них, туалетная бумага, старые детские коляски, окурки, крышки, проржавевшие мангалы... в общем всё дерьмо Орехово-Зуева в полном цвете и среди всего этого великолепия наши люди нежатся на солнышке, купаются и загорают. Говорят, убирают там чуть ли не каждую неделю но всё бестолку пока... Да что там говорить, если администрацию города на уровне руководства от лесничества просили к субботнику освободить мусорные контейнеры, а они даже не чухнулись и все мешки пришлось складировать рядом. Но работа чувствуется - стало гораздо чище. На помощь пришли студентки (факультет биологии что ли) пединститута. Я насчитал порядка 20 собранных пакетов мусора. Выводы делаем...






















Ссылка: http://vk.com/feed?w=wall166963948_690

До 21 июля ограничен доступ в лес

С 15 по 21 июля 2014 года Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области введено ограничение пребывания граждан в лесах Московской области и запрет на въезд в них транспортных средств.

В связи с установлением IV класса пожарной опасности в лесах и отсутствием улучшения пожароопасной обстановки в ближайшие дни ограничение введено на значительной части Московской области, в том числе в Орехово-Зуевского района и города Орехово-Зуево.

Ограничение пребывания в лесах не означает, что населению запрещается гулять в лесах, собирать грибы и ягоды. Но категорически запрещается разводить любой вид огня – жарить шашлыки, поджигать траву, курить на территории лесного фонда. Также запрещается въезжать в леса Московской области на транспорте.

Комитет лесного хозяйства Московской области призывает граждан – соблюдайте правила пожарной безопасности в лесах Московской области! Напомним, что нарушение правил пожарной безопасность может привести как к административной, так и к уголовной ответственности.
Игнорируя существующие правила и запреты, каждый из нас может стать виновником пожара в лесу. Давайте не забывать, что безответственное отношение к пожарной опасности в лесах  сейчас может привести к необратимым последствиям в будущем.


Контактные данные региональной диспетчерской службы лесного хозяйства Московской области для рассмотрения обращений граждан в период введения ограничений: тел. 8-800-100-94-00, 8(499) 429-05-97, 8(499) 429-05-94, 8(915) 245-89-66, электронная почта:clh.rds@mail.ru.

В случае обнаружения возгораний в лесах звоните в Орехово-Зуевское лесничество (496) 412-24-55.

Приглашаем на субботник по очистке лесов от мусора

19 июля 2014 г. на территории Орехово-Зуевского района в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева от 27.03.2014г.№ 111-РГ "О графике мероприятий по очистке лесов от мусора на территории Московской области в 2014 году" будет проведён субботник на территории лесного фонда.
Орехово-Зуевское лесничество просит Вас принять активное участие в данном мероприятии.
Сбор желающих принять участие в акции состоится 19 июля 2014 г. в 10-00.

Места проведения мероприятия:
- г. Куровское (земснаряд) квартал №48 Куровского участкового лесничества.
- озеро у д. Нажицы квартал №112 Зуевского участкового лесничества.
- п.Исаакиевское озеро квартал №59 (центральная контора Орехово-Зуевского филиала).

По всем возникающим вопросам просьба обращаться в Орехово-Зуевский филиал ГКУ МО "Мособллес" по телефонам 8 (496) 4-12-24-55, 8-910-421-45-57, заместитель директора филиала - лесничий Новиков Олег Анатольевич.

Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств

В связи с установлением IV класса пожарной опасности в лесах и отсутствием улучшения пожароопасной обстановки в ближайшие 5 дней на территории земель лесного фонда Шатурского, Орехово-Зуевского, Ногинского, Егорьевского, Луховицкого, Виноградовского, Ступинского лесничеств и лесничества «Русский лес» Московской области Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области введено ограничение пребывания граждан в лесах Московской области и запрет на въезд в них транспортных средств с 06 июня 2014 г. по 09 июня 2014 г. Въезд в леса будет перекрыт шлагбаумами.

Напомним, что действующим российским законодательством установлены административная и уголовная ответственность за разведение огня, неосторожное обращение с огнем, поджог травы и лесной подстилки.

В лесу запрещается разводить огонь в любой форме, как то: костры, горящие спички, окурки, жарить шашлыки.
Игнорируя существующие правила и запреты, каждый из нас может стать виновником пожара в лесу. Давайте не забывать, что безответственное отношение к пожарной опасности в лесах сейчас может привести к необратимым последствиям в будущем.

Контактные данные региональной диспетчерской службы лесного хозяйства Московской области для рассмотрения обращений граждан в период введения ограничений: тел. 8-800-100-94-00, 8(499) 429-05-97, 8(499) 429-05-94, 8(915) 245-89-66, электронная почта:clh.rds@mail.ru.

Приказ




 
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | След.
'beono:flashmessage' is not a component