x
Пароль:
Войти используя:
Войти как пользователь
Не используйте этот способ авторизации, если у вас уже есть учетная запись (логин и пароль). Предварительно объедените свой существующий аккаунт с профилями этих сервисов:
Авторский блог Клима Булавкина

Авторский блог Клима Булавкина

  • Архив

    «   Март 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Двор Стачки 1885 года

Есть площади Борьбы, есть улицы Свободы
И есть проспекты Мира на Земле,
Но есть Двор Стачки в сердце у народа,
Он, как Отчизна, мил и дорог мне.


Виктор Хандышев

Двор Стачки – это сердце исторического центра Орехово-Зуева. До революции здесь находилась фабричная контора Никольской мануфактуры. Именно сюда в январе 1885 года пришли тысячи ткачей, чтобы предъявить свои требования к фабрикантам.
Никольская контора37bfdbd19bbccfcbf.jpg
Причиной массового протеста стало невыносимое положение рабочих: в результате экономического кризиса начала 80-х годов XIX века в период с 1882 по 1884 год на фабриках Тимофея Саввича Морозова пять раз снижалась заработная плата, были введены чрезвычайно высокие и неоправданные штрафы, составлявшие в среднем четверть заработной платы и доходившие в отдельных случаях до половины заработка. Последней каплей, переполнившей чашу терпения ореховских ткачей, стало то, что утром 5 января 1885 года контора Тимофея Морозова объявила 7 января – Крещение Господне, большой православный праздник – рабочим днем.
19 января (7 января по старому стилю) 1885 года рабочие Никольской мануфактуры бросили вызов существующей системе рабского труда. Около 8 тысяч человек, доведённых до крайнего отчаяния нуждой и произволом администрации, одновременно остановили работу и вышли к зданию конторы, предъявив властям требования о повышении расценок труда и отмене грабительских штрафов. При этом впервые в России рабочими был поднят красный стяг. Идейным вдохновителем стачки стал ткач Пётр Анисимович Моисеенко, обладавший даром слова – обращаясь к товарищам по борьбе, он нередко облекал свою речь в стихотворную форму.
Пётр Анисимович Моисеенко.jpg
Ни гнев императора Александра III, ни присланные войска, ни сочувствие владимирского губернатора не смогли сломить волю восставших. Девизом ореховских ткачей стал лозунг, часто звучавший в толпе: «Один за всех и все за одного!» Несмотря на жестокое подавление протеста, все арестованные и находившиеся под следствием участники стачки были оправданы Владимирским судом, а в 1886 году в Российской империи был принят первый закон, ограничивающий произвол фабрикантов в отношении рабочих. Это событие вошло в историю России как знаменитая Морозовская стачка.
ecf7a5a986bb09be6886a9545c5f4017.jpg
В память о нём с 1964 года по решению исполкома горсовета 19 января отмечается как День революционных, боевых и трудовых традиций Орехово-Зуева.
И впоследствии здесь, во дворе Никольской конторы, ещё не раз возникали кровавые стычки между рабочими и казаками. В марте 1905 года из окон своего кабинета, расположенного в здании конторы, Савва Тимофеевич Морозов наблюдал разгон казаками стачечной толпы. 19 января 1906 года на втором этаже конторы восемнадцатилетний рабочий Иван Ветров четырьмя выстрелами в затылок убил директора красильной фабрики С.А. Назарова. Это была месть за организацию Назаровым вооружённого погрома 30 казармы, во время которого казаками и солдатами были убиты и ранены десятки рабочих.
До революции двор Никольской конторы имел ограду и ворота, у которых дежурил сторож. Само здание было выстроено на месте прежнего, сломанного в 1863 году. На первом этаже находилось помещение для приезжих и амбары харчевой лавки, а на втором контора с разными отделениями и два кабинета – хозяина и директора Правления. Имелась в здании и особая – моленная комната. Рядом со зданием Никольской конторы находились капустная, рыбная, керосиновая лавки, механическая хлебопекарня, харчевые лабазы, пожарное депо. Сейчас из этих строений сохранилось лишь сильно перестроенное здание хлебопекарни, где ныне располагается фирма «Ореховохлеб».
В советское время в здании бывшей Никольской конторы долгие годы размещался городской историко-краеведческий музей, располагалось управление Ореховского хлопчатобумажного комбината им. К.И. Николаевой, в помещениях бывших харчевых лавок работали магазины. А двор перед зданием стал называться Двором Стачки.
30 ноября 1923 года здесь был установлен Памятник Борцам революции. Это один из первых памятников на территории Орехово-Зуева. Он был создан по проекту орехово-зуевских художников А.Н. Шапошникова и В.И. Взорова и представляет собой обелиск, у основания которого на высоком постаменте возвышается фигура рабочего со знаменем в руке. На четырёх гранях верхнего яруса постамента памятника имелись бронзовые пластины, на которых были рельефно обозначены четыре даты: 1885, 1897, 1905, 1917 – годы, связанные с наиболее значимыми вехами в истории городского рабочего движения. Ниже – на втором ярусе квадратного основания в полукруглых нишах были размещены четыре бронзовых рельефа, на главном – лицевом – был изображён рабочий, пытающийся разорвать сковывающую его цепь, на остальных рельефах имелись надписи, рассказывающие о событиях и людях, которым посвящён монумент.
Памятник Борцам революции.jpg
Цоколь памятника – это некрополь, где покоится прах четырёх наиболее прославленных участников городского революционного движения: руководителя Морозовской стачки Петра Анисимовича Моисеенко (1852–1923), активного участника Морозовский стачки Луки Ивановича Иванова-Абраменкова (1853–1910), видного революционного и партийного деятеля Игнатия Васильевича Бугрова (1869–1931), делегата V (Лондонского) съезда РСДРП Елизаветы Семёновны Горячевой (1888–1966). Таким образом, памятник Борцам революции – это памятник-пантеон, так как у его подножия находятся четыре захоронения. Монумент внесен в список памятников Федерального значения Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 года №1327. Подтверждено его значение Указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 года.
Мемориальная доска и барельеф на памятнике Борцам революции.jpg
В советское время в праздничные дни у подножия монумента возлагались цветы и устраивались торжественные митинги. Для многих поколений горожан памятник Борцам революции был святыней. Кроме того, он служил одним из наиболее растиражированных и узнаваемых символов Орехово-Зуева.
19 января - День революционых, боевых и трудовых традиций Орехово-Зуево
К сожалению, в начале 90-х годов ХХ века с развалом текстильного производства в городе и сам памятник Борцам революции подвергся вандализму: после пропажи одного из барельефов по распоряжению городских властей с основания монумента были сняты все бронзовые пластины, якобы для того, чтобы сохранить их от дальнейшего расхищения. Судьба барельефов не ясна. Вандалами было спилено даже древко знамени, которое держит рабочий. С тех пор памятник и прилегающая к нему территория представляют собой печальное зрелище: на монументе нет ни одной мемориальной доски, поясняющей, какому событию он посвящён. Новые поколения ореховозуевцев даже не знают, что памятник представляет собой коллективное захоронение. Нынешнее состояние монумента – это осквернение исторической памяти города.
Не менее печальная судьба постигла здание, входившее в архитектурный ансамбль Двора Стачки – бывшее пожарное депо 1915 года постройки, признанное выявленным объектом историко-культурного наследия. В 2014 году оно было варварски снесено, несмотря на многочисленные протесты общественности.
Здание пожарного депо перед сносом
К сожалению, мы не всегда умеем ценить и беречь своё прошлое. Но хочется верить, что новые поколения горожан рано или поздно увидят отреставрированный памятник во Дворе Стачки и смогут больше узнать о подвиге морозовских ткачей, которые боролись за лучшую долю.

О ПОДГОТОВКЕ К ПРАЗДНОВАНИЮ 100-ЛЕТИЯ ПРИСВОЕНИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВУ СТАТУСА ГОРОДА. ПРЕДЛОЖЕНИЯ КРАЕВЕДОВ

В преддверии столетнего юбилея города Орехово-Зуево полным ходом идёт подготовка к этому знаменательному событию. По инициативе главы городского округа Геннадия Панина создан штаб, в задачи которого входит разработка и координация мероприятий, посвящённых празднованию столетия города.
В связи со значимостью предстоящего праздника Администрация г.о. Орехово-Зуево обратилась к общественным организациям и неравнодушным горожанам с просьбой высказывать свои идеи и пожелания по проведению торжеств, приуроченных к юбилею.
Являясь секретарём Художественного совета при главе г.о. Орехово-Зуево, сопредседателем Общественного совета при городском историко-краеведческом музее и членом упомянутого штаба, я счёл своим долгом публично представить те предложения и инициативы краеведов и представителей городской общественности, которые были озвучены в ходе многочисленных совещаний или поступили ко мне в письменном виде. Учитывая неоднозначные оценки организации предстоящего торжества со стороны различных общественных сил города, я постараюсь быть объективным в изложении представленных инициатив, оставляя простор для дальнейших дискуссий и конструктивного решения актуальных вопросов, связанных с юбилеем.
Ниже представлен ряд предложений, поступивших от краеведов, представителей творческих союзов и членов общественных организаций Орехово-Зуева в адрес Администрации города:

1. Рекомендовать городским средствам массовой информации отдельным информационным блоком освещать подготовку к юбилею города и события, приуроченные к нему.
2. В просветительских целях организовать проведение цикла открытых лекций по истории города в различных её аспектах (например, история развития в Орехово-Зуеве промышленности, рабочего движения, театра, футбола и т.д.) в учреждениях культуры, учебных заведениях, спортивных и молодёжных организациях.
3. Провести в учебных заведениях Орехово-Зуева конкурс Главы города по написанию сочинений «Наш город», а также викторину или тест («Большой краеведческий диктант») на знание истории и культуры родного края, улиц и микрорайонов родного города.
4. Выпустить юбилейные календари, информационные буклеты, открытки и другую сувенирную продукцию, посвящённую достопримечательностям города, его истории и культуре.
5. На привокзальной площади разместить стенд (туристическую карту) с указанием памятных мест и достопримечательностей города. В пассажирском автотранспорте установить носители с информацией по истории Орехово-Зуева. Ввести Морозовский автомаршрут «Вокзал – Холодильник».
6. На орехово-зуевском телевидении создать цикл передач, приуроченных к 100-летию города (возможные тематические направления: рассказы о людях, внёсших значительный вклад в развитие Орехово-Зуева, о памятниках архитектуры, истории и культуры города, отдельных улицах или микрорайонах и т.д.).
7. Привести в надлежащий порядок все памятные доски, бюсты, памятники и прилегающую к ним территорию; провести соответствующую работу с руководителями организаций, отвечающих за данные участки.
8. Особое внимание уделить благоустройству исторического центра города – Двора Стачки и монументу Борцам революции, в частности, установить мемориальную доску (если не на самом памятнике, то, по крайней мере, в непосредственной близости от него) с указанием исторического значения данного места и описанием монумента-некрополя, где покоится прах четырёх деятелей рабочего движения Орехово-Зуева.
9. Взамен утраченной стелы ХБК в историческом центре города на фасаде одной из бывших Морозовских фабрик установить памятный знак или мемориальную доску, посвящённую истории старейшего градообразующего предприятия, а также макеты орденов со стелы, находящихся в настоящее время в запасниках городского историко-краеведческого музея.
10. У въезда в город (р. Черная), где начинался Зуев Волочёк, установить памятный знак в честь его первого упоминания в летописном своде (1209 год).
11. В 2017 году отметить 130-летия краеведа В.А. Галкина и 90-летие со дня рождения Б.А. Молодцова, Установить мемориальную доску на стене дома (ул. Ленина, д. 109), где жил генеральный директор Ореховского хлопчатобумажного комбината им. К.И. Николаевой, депутат Верховного Совета СССР, почётный гражданин Орехово-Зуева и Московской области Борис Андреевич Молодцов (1926–2007 гг.).
12. Установить мемориальную доску на здании городской школы № 12 в честь бывшего преподавателя математики этой школы, заслуженного учителя РСФСР, Героя Социалистического Труда Мальцевой Евдокии Фёдоровны (1917–1992). В 2017 году ей исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Она избиралась в состав городского и Московского областного Совета депутатов, являлась членом Президиума ЦК профсоюза работников просвещения.
13. Установить мемориальную доску на здании проходной известных стратегических предприятий России ОАО «НПП «Респиратор» и АО «КАМПО» (г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, д.1) в честь выдающегося земляка Мишина Василия Павловича (1917–2001 гг.) – доктора наук, профессора, академика АН СССР, лауреата Ленинской и Государственной премии, Героя Социалистического Труда, друга и соратника С.П. Королёва. В 1966-1974 гг. (после кончины С.П. Королёва) он был главным конструктором космической техники в СССР. Один из создателей ракет-носителей, от Р-1 до Р-7, выведших в космос первый советский спутник и корабль «Восток» с Ю. Гагариным на борту. Родился в г. Орехово-Зуево (по данным БСЭ). 18 января 2017 г. ему исполнилось бы 100 лет со дня рождения.
14. 2017 год – год экологии. В связи с этим разработать перечень мероприятий по экологии, включив в них обустройство дороги к КЦ «Мельница», благоустройство парков Победы и 1 мая, исторических мест около Исаакиевского озера, рек Клязьма, Дубенка, Вырка. Использовать акваторию Клязьмы в проведении праздничных торжеств.
15. Осуществить издание и презентацию Орехово-Зуевского литературного альманаха. Переиздать книгу В.Алексеева и В. Лизунова «Моя малая родина» (1998). Выпустить дополненный сборник «По улицам города» (ред. Н.И. Мехонцев, 2005 г.). Осуществить издание книги М.Д. Барышниковой «Поэт Константин Нажёсткин», в которой собраны произведения поэта-земляка и воспоминания о нём.

Эпопея с памятниками

Неравнодушным к истории и культуре своей малой родины ореховозуевцам не даёт покоя идея создания некоего МОНУМЕНТА. Большинство голосов склоняется к мысли увековечить память Саввы Тимофеевича Морозова. Активисты даже затеяли сбор средств на это дело. Меня попросили дать комментарий по поводу нужности памятника. Я воспроизвожу его ниже.

«Уже более века прошло с момента трагической гибели Саввы Тимофеевича Морозова, но споры вокруг этой яркой и неординарной личности не утихают. И даже в подмосковном Орехово-Зуеве, который из двух деревень стал городом благодаря активной деятельности династии фабрикантов Морозовых – до сих пор звучат диаметрально противоположные оценки фигуры Саввы Тимофеевича. Одни склонны приписывать ему все возможные достоинства и заслуги и считают не только подлинным отцом города, но и величайшей личностью эпохи, другие, вторя лозунгам советских времён, по-прежнему называют его капиталистом-кровопийцей, при этом нередко путая Савву Тимофеевича с его отцом, при котором в 1885 году на Никольской мануфактуре вспыхнула знаменитая Морозовская стачка. Не удивительно, что идея создания в Орехово-Зуеве памятника этому человеку, уже много лет владеющая умами краеведов и всех неравнодушных к истории своей малой родины горожан, вызывает немало эмоций самого разного толка.
Между тем достаточно пройти по историческому центру Орехово-Зуева, познакомиться с его архитектурными достопримечательностями – и станет ясно, что большинство из них, украшая наш город и принося немало пользы его жителям, обязаны своим появлением именно Савве Тимофеевичу Морозову, который извлёк нужные уроки из событий 1885 года и искренне стремился улучшить быт и положение своих рабочих.
Судите сами:
– Первая городская больница – не только шедевр русского модерна, но и одно из лучших медицинских учреждений Российской империи начала ХХ века;
– Часовня при Первой больнице – ныне храм Святой Ксении Петербуржской;
– здание Богадельни (приюта для сирот и стариков) – ныне старый корпус Государственного гуманитарно-технологического университета – самого крупного высшего учебного заведения города;
– здание Никольского училища, впоследствии – школа № 3, ныне – передано Русской Православной церкви;
– Зимний театр – задуман Саввой Тимофеевичем как народный театр для рабочих, был достроен уже после смерти мецената на средства его матери Марии Фёдоровны Морозовой, разделявшей идеи сына; в наши дни – главный центр культурной жизни Орехово-Зуева;
– Морозовская баня, которая в революционные годы была местом собраний рабочих, и сейчас пользуется у горожан большой популярностью;
– Водонапорная башня в Воронцовско-Пролетарском районе – на протяжении десятилетий не только обеспечивала водоснабжение целого района – по часам, которые были размещены на её верхней площадке, горожане могли сверять точное время вплоть до 1977 года, пока пожар не уничтожил часовой механизм и надстройку, где он находился; в наши дни башня заброшена и превращена в руину;
– корпуса фабрик; казармы для рабочих, –
всё это памятники нашего историко-культурного наследия, многие из которых были созданы по непосредственной инициативе и личном участии Саввы Тимофеевича Морозова и его матери Марии Фёдоровны.
Неужели человек, вложивший столько души, сил и средств в развитие и процветание своей малой родины, не заслужил достойной памяти потомков?»
Прочитав мою заметку, глубоко уважаемая мною Александра Александровна Бирюкова, автор замечательных исследований, посвящённых истории нашего театра, местечка Никольского и старого Орехова, высказала своё мнение об этом проекте:

«Между тем достаточно пройти по историческому центру Орехово-Зуева, познакомиться с его архитектурными достопримечательностями – и станет ясно, что большинство из них, украшая наш город и принося немало пользы его жителям, обязаны своим появлением именно Савве Тимофеевичу Морозову...», - пишет Клим Булавкин. Но так ли это на самом деле?
В прошлом году я занималась изучением описей строений фабрик в Никольском, принадлежащим двум фирмам: Товариществу «Никольской мануфактуры Саввы Морозова Сын и К⁰» и Товариществу мануфактур «Викула Морозов с сыновьями» в местечке Никольском. Обе эти фирмы сосуществовали в Никольском с 1838 года (правда, не сразу они так назывались). В Никольском существовала так называемая «чересполосица»: земли, на которых располагалась мануфактура С. Морозова (имеется в виду Савва Васильевич Морозов), чередовались с землями другой мануфактуры – Викулы Морозова. Таких полосок земли к 1914 году было 10.
Обе мануфактуры строили на своей земле фабрики, дома для служащих, казармы для рабочих, школы, больницы, богадельни (дома для инвалидов труда и одиноких престарелых рабочих, детей-сирот), харчевые лавки, розничные магазины, бани, конные дворы и пр.
Дома для служащих мануфактуры С. Морозова стояли в основном вдоль улицы Никольской (нынешняя ул. Ленина), один из них сохранился – Административное здание на улице Ленина, сохранился и дом для служащих на Крутом – там теперь Галерея по продаже меховых изделий.
Викуловская мануфактура строила дома для своих служащих на Крутом и на улице Англичанке, которая располагалась там же (кстати, там же были дома для специалистов фабрики С. Морозова). Сохранился один – так называемая «5-ая служащая» – там совсем недавно еще работал текстильный институт.
Рабочие казармы располагались на территориях фабрик, целый комплекс Викуловских казарм был на Крутом, часть из них можно увидеть и сейчас, Морозовские (Саввы) казармы были в районе за железнодорожной линией.
В 1864 году Т.С. Морозов открыл первую в Никольском фабричную школу (училище). Она располагалась в деревянном здании (сейчас на этом месте – Механический завод им. Барышникова). Викуловское начальное училище было открыто в 1876 году на месте дома №23 по улице Волкова (за прошедшие годы оно было значительно перестроено, но стоит и поныне у путепровода через железную дорогу). И та и другая школы меняли со временем свое местоположение. Последнее их расположение в нынешней школе №3 и школе №1 соответственно.
В конце XIX века обе фирмы строят Богадельни. В здании Морозовской ныне работает ГГТУ, а Викуловская богадельня – часть школы № 1.
На территории Викуловской больницы долгое время работала 2-ая городская больница, Морозовская больница – это наша 1-ая городская больница.
Эти описания можно продолжить, но я думаю, что уже ясно, что в создании и развитии Никольского – составной части нашего Орехово-Зуева – принимали участие две ветви клана фабрикантов Морозовых: Викуловичи (они пошли от старшего сына Саввы Васильевича – Елисея Саввича) и Тимофеевичи (Тимофей Саввич - младший сын) – это те, кого я в тексте называю просто Морозовыми. И те, и другие строили просто прекраснейшие здания, как фабричной архитектуры, так и городской. И многие из них сохранились. На мой взгляд, Викуловские даже более красивы, в них больше декора, использование проездных арок и пр.
Совместно обе фирмы в 1896 году открыли парк Народного гулянья (ныне – парк 1 Мая) с открытой эстрадой, Летним закрытым театром. Вход рабочим в Народное гулянье был бесплатным, все остальные покупали входной билет.
Если фирма Тимофеевичей построила Зимний театр – «для развлечения служащих и рабочих фабрик», то фирма Викуловичей сделала не меньшее: она создала «Клуб-Спорт» с его футбольной командой «Морозовцы», которые четыре года выигрывали Кубок Фульда!
Так давайте подумаем, только ли Савве Тимофеевичу мы обязаны «архитектурными достопримечательностями нашего города»?
Савва Тимофеевич – это знаковая фигура не только в нашей истории, а в истории страны, достоин уважения и памяти. Его именем назвали ГГТУ – может там и увековечить его память? Можно было бы еще и 1-ую городскую больницу назвать в его честь «Морозовской».
А памятный знак я бы поставила династии фабрикантов Морозовых.
А. Бирюкова

Я хотел бы прояснить свою позицию по данному вопросу. Мне кажется, что прежде чем принимать какое-то решение, нужно выслушать все имеющиеся мнения и как следует взвесить все аргументы. Мне, например, точка зрения А.А. Бирюковой представляется вполне справедливой. И ещё, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что я лично никак не заинтересован ни в сборе средств на памятник, ни в продвижении того или иного варианта монумента.

Традициям верны

131 год назад в эти январские дни в Орехово-Зуеве рабочие Никольской мануфактуры бросили вызов существующей системе рабского труда. Около 10 тысяч человек, доведённые нуждой и произволом фабричного начальства до крайнего предела, одновременно остановили работу, вышли к зданию фабричной конторы, предъявив властям требования о повышении расценок труда и отмене грабительских штрафов. При этом впервые в России ореховскими рабочими был поднят красный стяг. Ни гнев императора, ни присланные войска, ни сочувствие губернатора не сломили волю восставших. Девизом ореховских ткачей стал лозунг, часто звучавший в толпе: "Один за всех и все за одного!"
Это событие вошло в историю России как знаменитая Морозовская стачка - первое крупномасштабное организованное выступление рабочих за свои права. В память о нём мы отмечаем 19 января (дату начала стачки) как День революционных, боевых и трудовых традиций Орехово-Зуева.
Несмотря на жестокое подавление стачки, в 1886 году в Российской империи был принят первый закон, ограничивающий произвол фабрикантов в отношении рабочих, а все арестованные и находившиеся под следствием участники стачки были оправданы Владимирским судом.
Будем помнить подвиг наших земляков!d273a0d38718e3f9187c8330dc8572be.jpg

«ФЛОРЕНТИЙСКИЕ СТРАСТИ» АЛЕКСАНДРА КАЛИНИНА

4 октября в Зимнем театре состоялась премьера нового спектакля режиссёра Александра Калинина по пьесе итальянского драматурга 18 века Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы». Зал был полон, яркое, увлекательное сценическое действие, длившееся почти три часа, никого не оставило равнодушным, и, судя по бурным аплодисментам, которыми наградили актёров зрители, спектакль не обманул их ожиданий.
Ещё Аристотель, размышляя о природе искусства, утверждал, что оно должно, развлекая, поучать. В своей новой работе Александр Калинин, несомненно, следует заветам классика, и это не может не радовать и не восхищать тех, кто любит и ценит классическую драматургию. В наши дни столичные театры нередко зрителю демонстрируют образцы пошлости и откровенной похабщины, выдаваемые за «творческие эксперименты» и «новейшие течения». Деградация сценического искусства, дегуманизация и упадок художественной культуры в целом – к сожалению, в современном мире эти процессы принимают необратимый характер. Тем отрадней узнать, что в нашем Орехово-Зуеве театр по-прежнему, как и сто лет назад, переносит зрителя в мир высокого искусства, заставляющего нас сочувствовать и сопереживать происходящему на сцене, с трепетом следить за перипетиями драматического сюжета, смеяться до слёз над комическими эпизодами, задумываться вместе с создателем спектакля над судьбами главных героев и уходить из храма Мельпомены и Талии с очищенным сердцем, а не с горьким осадком разочарования.
Скажем прямо, Александру Калинину и его актёрам удалось превосходно воплотить на сцене образы, созданные фантазией Карло Гольдони. Спектакль, построенный по законам классической драматургии, отсылает нас к лучшим традициям сценического искусства и в то же время даёт новый оригинальный взгляд на историю красавицы Мирандолины.
Действие пьесы разворачивается во Флоренции 18 столетия. Бурные перипетии сюжета, характеры, доведённые до гротеска, отсылают нас к эстетике народного итальянского театра – знаменитой комедии масок, которую одинаково любили и простолюдины, и аристократы той эпохи. Но, как известно, новаторство Гольдони как драматурга состояло именно в том, что он, отталкиваясь от привычных приёмов комедии дель арте, стал заменять шаблонные застывшие маски реальными характерами, взятыми из самой жизни. Это позволило ему реформировать итальянский театр, придав сценическому искусству больше реализма, психологизма и философской глубины. Именно это удивительное сочетание лёгкости, веселья, комизма положений, присущих карнавальной эстетике комедии масок, и настоящих живых характеров, выходящих за рамки привычных стереотипов, порождает завораживающую магию театра Гольдони, которую сумел воссоздать в своей постановке Александр Калинин.
Говоря о достоинствах спектакля, нельзя не отметить прекрасную игру великолепного актёрского ансамбля: Елена Алёхина, Денис Гришин, Александр Окунев, Александр Солошенко, Илья Макаренко, Елена Булавкина, Анастасия Каприелова – каждый из них блестяще исполнил свою неповторимую роль в этой комедии нравов. И даже бессловесные роли слуг сыграны начинающими молодыми актёрами так слаженно и изящно, что их появление на сцене задаёт динамичный ритм всему спектаклю.
Однако замечательный дуэт Елены Алёхиной (Мирандолина) и Дениса Гришина (кавалер Рипафратта) поднимает пьесу на принципиально иной уровень: накал разгорающихся страстей этих двух неординарных, противоречивых натур неожиданно для самих героев приводит их к горькому прозрению и запоздалому раскаянию в своих словах и поступках. С чувствами не шутят, игра в любовь, вызванная тщеславием и желанием завладеть чужим сердцем из прихоти, оборачивается трагедией и для Мирандолины, и для того, кто стал жертвой её тонкой и расчётливой женской тактики. И когда интрига хозяйки гостиницы достигает своего апогея и ослеплённой любовью Кавалер теряет голову, тональность действия начинает внезапно меняться: за внешним комизмом ситуации начинает проступать глубокий драматизм, заставляющий нас по-настоящему сочувствовать и сопереживать героям пьесы. После этого момента истины, подлинной кульминации действия, даже комедийная развязка и, казалось бы, «благополучный» финал всё равно оставляют в душе вдумчивого зрителя ощущение какой-то непоправимой утраты. Словно яркая вспышка озарила на миг и главных героев, и зрителей ослепительным светом, а затем рассыпалась, как огоньки праздничного фейерверка, напомнив об эфемерности и бренности самой человеческой жизни...
В этом удивительном противоречии между комедийной формой и отнюдь не комедийным по сути содержанием заключается, возможно, главный пафос пьесы, поставленной Александром Калининым, который не только уловил и передал на сцене дух и атмосферу самой эпохи – великолепного «галантного века», чему в немалой степени способствуют замечательные костюмы и декорации спектакля, но и сумел донести до современного зрителя актуальную во все времена мысль о необходимости беречь чувства, а не растрачивать их впустую.
21 ноября в Зимнем театре состоится повторный показ спектакля «Флорентийские страсти».
243d6e51ec3c00f9a2059d024d498634.JPGf2dd8904ee1c73c6355ef4522c04669e.JPG7a3bb83fc773592a061dc9324f852a10.JPG15d4ef5ac4254332129961d1873ec88b.JPG1836cade5c0cd19e5b7c8a49047a5533.JPGeaf6955389aec08cceef0497c43cfe14.JPG

Дом Свешникова: Сносить нельзя помиловать?

На Oz-On.ru уже неоднократно поднимался вопрос о сохранении единственного оставшегося на улице Ленина (бывшей Никольской) деревянного строения Морозовской эпохи – дома бывшего дома директора правления товарищества мануфактур «Викула Морозов с сыновьями» Степана Никифоровича Свешникова, расположенного напротив современного здания Администрации:

http://www.oz-on.ru/news/289/221389/?sphrase_id=3738667
http://www.oz-on.ru/news/415/249644/?sphrase_id=3738667

Напомним, что дом Свешникова является прекрасно сохранившимся образцом городской усадьбы конца XIX века. Он примечателен прежде всего красивым резным декором главного фасада, выполненным в стиле традиционного русского деревянного зодчества и даёт представление об особенностях городской застройки Орехово-Зуева рубежа ХIХ–ХХ веков. О необходимости сберечь дом Свешникова неоднократно говорили орехово-зуевские краеведы В.С. Лизунов, Г.Д. Красуленков, В.Н. Алексеев. В начале 2012 года инициативной группой было направлено письмо в Министерство культуры Московской области с просьбой не допустить сноса дома Свешникова, на которое был дан положительный ответ бывшего министра культуры Московской области Г.К. Ратниковой.

607fed3c537f90f19d7123b00ea20da4.JPG

К сожалению, ситуация осложняется тем, что в здании с 30-х годов ХХ века размещается туберкулёзный диспансер. В связи с выводом этого учреждения за пределы города Администрацией городского округа Орехово-Зуево принято решение о ликвидации здания. В 2013 году представители инициативной группы «Морозовцы», поставившей своей целью защиту сохранившихся в Орехово-Зуево архитектурных памятников Морозовской эпохи – Любовь Малютина, Сергей Жарков, Клим Булавкин – неоднократно обращались к руководству города и в Министерство культуры Московской области с просьбой сберечь уникальное строение от сноса и сохранить его для будущих поколений.

Ясно, что, учитывая настроения горожан, обеспокоенных проблемой туберкулёза, вопрос о спасении дома Свешникова от сноса многим кажется бессмысленной затеей. Однако прежде чем уничтожать культурно-исторический объект, стоит всё-таки ещё раз как следует взвесить все доводы «за» и «против». Собирая материалы по истории этого дома, я обнаружил весьма любопытные сведения, которые заставляют по-новому оценить его значимость для истории и культуры Орехово-Зуева.

82f76d324f7f85878e61c707626de091.JPG

В музее МГОГИ хранится необычный экспонат – машинописный литературно-художественный альманах 1957 года издания, где под редакцией профессора Авраамия Алексеевича Кайева собраны произведения преподавателей и студентов Орехово-зуевского педагогического института того времени. Тираж этого альманаха – всего 4 экземпляра. Среди прочих материалов там есть воспоминания некоего К.И. Малышева, записанные студентом А. Шавриным, под заголовком «Из истории революционного движения в г. Орехово-Зуево». Речь там идёт о работе одного из первых революционных кружков, возникших в городе, члены которого вели пропаганду социал-демократических идей среди рабочих морозовских фабрик. В частности, К.И. Малышев вспоминает: «...К середине 1905 года у кружка скопилось много нелегальной литературы, начиная от «Искры» и прокламаций и кончая солидными изданиями. Библиотекарем был А.Л. Балкин. Балкин хранил литературу у своей тётки, которая жила в том доме, где теперь помещается тубдиспансер. Она была экономкой у Саввы. В этом доме Савва останавливался, когда приезжал в Орехово, большей частью же он жил в Москве (деталь: и тётка, и Савва очень любили чай и знали в нём толк). И вот, если кружку нужна была литература, то Балкин шёл в баню и под этим предлогом заходил к тётке за бельём, захватывая на обратном пути литературу. Никто и не подозревал, что в доме Морозова, в сундуке, под бельём хранится нелегальная литература. Место хранения литературы Балкин держал в тайне ото всех членов кружка и лишь впоследствии сообщил об этом Малышеву и Ануфриеву...» (С. 92)

424b113edef3958283cdaa453916f3a6.JPG

Таким образом, из данного текста мы узнаём, что сам С.Т. Морозов в последние годы жизни, приезжая в Орехово, нередко останавливался именно в доме Свешникова. В связи с этим уместно вспомнить, что в среде орехово-зуевских литераторов вплоть до 50-х годов ХХ века бытовало мнение, что именно в доме Свешникова гостил А.М. Горький, приезжая в Орехово к Савве Морозову. Об этом, в частности, ещё в молодости слышал наш известный писатель, руководитель «Основы» В.А. Бахревский от старшего наставника многих орехово-зуевских поэтов А.А. Кайева. Учитывая факт, что Савва, приезжая в Орехово, предпочитал гостить именно в доме Свешникова, весьма вероятно, что и Горького он принимал там же. Примечательно и то, что уже после революции, в 1925 – 1926 годах на веранде этого дома проходили первые заседания созданного тогда в Орехово-Зуеве литературного объединения «Основа».

Дом Свешникова – это действительно культурное достояние нашего города, и было бы большой ошибкой бездумно уничтожить его, как были уничтожены 30 казарма, трактир Конфеева и многие другие памятники городской истории. Конечно, тот факт, что в доме Свешникова размещался туберкулёзный диспансер, сильно осложняет проблему сохранения и дальнейшего использования здания. Однако в наши дни существует Институт Спецреставрации, имеются современные технологии, позволяющие сделать строение безопасным, и консультации с руководством данной организации уже ведутся. Это непросто, но, если мы действительно любим свой город, его историю и культуру, разве не стоит попытаться спасти памятник от разрушения?

Фото Татьяны Алексеевой
'beono:flashmessage' is not a component